Томленье духа по­-тургеневски

Стартовал в прокате новый фильм Веры Глаголевой «Две женщины», широко анонсируемый задолго до появления на экранах, большей частью благодаря присутствию в картине известного английского актера Рэйфа Файнса.

«Две женщины» – это современная экранизация тургеневского «Месяца в деревне». Впрочем, не важно, какое именно произведение Тургенева экранизируется, – важно другое: как сегодня Тургенев, едва ли не самый далекий от современного кино русский классик, выглядит на экране.

Мерить приходится от Кончаловского. Его «Дворянское гнездо» 1969 года задало высокую планку киноклассики и во многом отвечало тому духу советского кинематографа, которое еще умело  романтизировать русское дворянство. Сегодня это сложнее. Именно в этой связи первая половина фильма кажется нарочито наигранной, пересвеченной летним солнцем, утомленные которым герои гуляют и маются по­тургеневски томленьем духа. Никаких чеховских переживаний о праздности, ничего того, что могло бы сделать нарочито красивую картинку дворянского быта хоть немного ближе к нам. Только зной, мошкара и зеленая листва, чтобы прятаться в ней наедине со своими любовными волнениями.

Примерно с середины фильма в нем начинается движение, появляются мало­мальски содержательные диалоги, от которых милосердно уберегали Рэйфа Файнса. Именно с момента, когда раскрывают свои карты все персонажи, играя в тургеневский многоугольник любви, становится любопытно.

Файнс в роли Ракитина убедителен. Он вообще с  его выстраданным взглядом (эх, забыть бы нам «Отель Гранд Будапешт») мог бы быть и Лаврецким (Кулагин все же не дворянской наружности), и даже Рудиным. Файнс – это украшение картины, он придает ей «рамку», особенно его трогательное русское произношение сжатыми губами. К половине фильма удается даже начать об этом забывать. А вот зачем Глаголевой понадобилась талантливейшая Сильви Тестю в роли Елизаветы Богдановны, непонятно совсем, – места ей почти нет.

Нельзя сказать, что фильм впечатляет. Он все же остается зарисовкой, игрой света, затянувшимся клипом с одной и той же задумчиво­грустной мелодией. Он интересен лишь своей непохожестью на то, что сегодня мы привыкли видеть, когда экранизируется классика. Хорошо это или плохо, решит сам для себя зритель. 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *