Стартовал в прокате новый фильм Веры Глаголевой «Две женщины», широко анонсируемый задолго до появления на экранах, большей частью благодаря присутствию в картине известного английского актера Рэйфа Файнса.
«Две женщины» – это современная экранизация тургеневского «Месяца в деревне». Впрочем, не важно, какое именно произведение Тургенева экранизируется, – важно другое: как сегодня Тургенев, едва ли не самый далекий от современного кино русский классик, выглядит на экране.
Мерить приходится от Кончаловского. Его «Дворянское гнездо» 1969 года задало высокую планку киноклассики и во многом отвечало тому духу советского кинематографа, которое еще умело романтизировать русское дворянство. Сегодня это сложнее. Именно в этой связи первая половина фильма кажется нарочито наигранной, пересвеченной летним солнцем, утомленные которым герои гуляют и маются потургеневски томленьем духа. Никаких чеховских переживаний о праздности, ничего того, что могло бы сделать нарочито красивую картинку дворянского быта хоть немного ближе к нам. Только зной, мошкара и зеленая листва, чтобы прятаться в ней наедине со своими любовными волнениями.
Примерно с середины фильма в нем начинается движение, появляются маломальски содержательные диалоги, от которых милосердно уберегали Рэйфа Файнса. Именно с момента, когда раскрывают свои карты все персонажи, играя в тургеневский многоугольник любви, становится любопытно.
Файнс в роли Ракитина убедителен. Он вообще с его выстраданным взглядом (эх, забыть бы нам «Отель Гранд Будапешт») мог бы быть и Лаврецким (Кулагин все же не дворянской наружности), и даже Рудиным. Файнс – это украшение картины, он придает ей «рамку», особенно его трогательное русское произношение сжатыми губами. К половине фильма удается даже начать об этом забывать. А вот зачем Глаголевой понадобилась талантливейшая Сильви Тестю в роли Елизаветы Богдановны, непонятно совсем, – места ей почти нет.
Нельзя сказать, что фильм впечатляет. Он все же остается зарисовкой, игрой света, затянувшимся клипом с одной и той же задумчивогрустной мелодией. Он интересен лишь своей непохожестью на то, что сегодня мы привыкли видеть, когда экранизируется классика. Хорошо это или плохо, решит сам для себя зритель.
Добавить комментарий