Кузнечных дел мастер

Профессия кузнец для многих – нечто из архаики, ну или персонаж известной повести Гоголя. Трудно представить, что сегодня, в век всевозможных гаджетов и нанотехнологий, кому­то может пригодиться это ремесло. И тем не менее именно уникальные, выкованные вручную изделия не только переживают новую волну популярности, но и становятся модными среди ценителей эксклюзива.

Алексей Даньшин – современный кузнец, работающий по традиционным исконным технологиям. Он имеет дело не только с железом, но и со стеклом.  Одно из его творений украшает сегодня рабочий кабинет председателя Законодательного собрания Тверской области Андрея Епишина. Это карта Верхневолжья, выполненная из гравированного стекла 3,5 метра в ширину и 1,5 метра в высоту, на которой выгравированы гербы всех городов региона.

С чего все началось? Можно сказать, с семейной династии. Отец Алексея работал в цехе горячей ковки в совхозе «Карагандинский», а в свободное время делал вещи для себя и своих друзей. Можно сказать, что маленький сын играл не в солдатики, а с этими кусочками железа, привыкая к материалу.

После распада Советского Союза Алексей один переезжает в Тверь, устраивается учеником в мастерскую по резке стекла. Работает и по дереву. Но в какой­то момент понимает, что хочется вернуться к железу.

Алексей говорит о металле – как о некоем живом организме:

– Железо податливо, гибко, может выдерживать любые удары, но при этом принимать любые формы.  Металл как бы подпускает вас к себе или же не подпускает. В древности кузнечное дело считалось почти мистическим. Тут непонятно: человек укрощает железо или наоборот. В любом случае работать надо с чистой душой и светлой головой, тогда все получится.

Особо хорошо, по мнению Алексея, железо сочетается со стеклом. Кстати, стекло он начал использовать с 1995 года. Кузнец не скрывает, что работать с такими изделиями особенно интересно:

– Даже обычная бутылка, пройдя через печь, превращается в эксклюзив.

В мастерской Алексея трудится целая команда помощников: слесаря, сварщики. Одному не справиться, слишком много заказов и собственных идей. В ближайших планах – сосредоточиться на авторских работах.

О популярности кузнеца Даньшина говорит такой, например, забавный факт. Он выковал из меди «Пепелац» –  такой, как изображен на известной картине Андрея Каравайцева. Работу выставили на выставке современного искусства. И экспонат… украли.

Помня о том, что сам когда­то учился мастерству сначала у отца, потом у мастеров Гильдии кузнецов России, у многих других опытных кузнецов, Алексей щедро передает свой опыт молодым. У него есть в Твери собственная мастерская, где он и проводит мастер­классы для желающих освоить это необычное и вовсе не устаревшее ремесло. Занимается и с учащимися Венециановского художественного училища.

– Я считаю, что сегодня кузнечное дело возрождается. Людям надоел ширпотреб, хочется иметь что­то уникальное и эксклюзивное. Я слежу за новостями, вижу, как много в мире проводится кузнечных выставок. Это же древнейшее и интереснейшее искусство. Замечу, исконно русское. Его надо возрождать.

Три вопроса Алексею Даньшину

– Так все-таки что предпочтительнее: железо или стекло?

– Не могу сказать. Одно без другого не играет.

– Какое творчество, кроме кузнечного дела, еще привлекает?

– Столярное искусство. Дерево можно превратить в настоящее произведение искусства.

– Вы учите или сами учитесь? Чего больше?

 

– Конечно, учусь, постоянно, каждый день. Учеба должна быть постоянной.

Марина ГАВРИШЕНКО

Фото из архива Алексея Даньшина

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *