Для тех, кто считает, что зимой нужно сидеть дома и греть кости, есть громкий ответ: «Нет!». Для экстремалов зима – лучшая подруга. Зимой стынут и покрываются льдом реки и озера, и перемещаться по ним теперь надо не на байдарках, а на велосипедах.
Проверка льда у тверских любителей экстремального отдыха прошла на карьерах. Покатались здорово, встретили закат, отсняли массу фотоматериала. Это мероприятие – для любого, у кого есть велик и желание размяться. А вот поход на озеро Великое – это уже серьезное дело.
Артём Сёмиков, координатор тверских экстремалов в соцсетях, администратор группы «Tver Extreme Life», рассказал, что было принято общее решение ехать на озеро просто покататься, но в процессе подготовки нашлась и цель.
Великое – самое большое озеро Оршинских болот, оно вообще притягивает к себе туристов во все сезоны: обычно до него сплавляются по Сози или идут болотом, а зимой, когда озеро превращается в гигантский каток площадью 32 квадратных километра, на помощь может прийти велосипед.
Среди необъятных Оршинских болот лежат обломки сбитого во время Великой Отечественной войны советского бомбардировщика ДБ3Ф 452го бомбардировочного авиаполка Дальней авиации ВВС Красной Армии. Один из двигателей самолета удостоен музейной почести в подмосковном Жуковском, второй ржавеет на болоте. Часть ДБ3Ф дикие туристы растащили на сувениры, но то, что осталось, все равно впечатляет.
Добраться до самолета можно или по зимник, или же по льду. Кстати, «паломничество» к самолету возможно только зимой, летом место падения превращается в непроходимое болото.
– Путешествие по болотам вдоль озер в зимнее время – тяжелое занятие: мелкий кустарник, кочки по колено, плохая читаемость маршрута и ничтожно малая скорость передвижения. Мы решили ехать по льду озера, – рассказывает участник экспедиции Илья Самсонов.
– Ветер был такой, что нас сбивало с велосипедов, – рассказывает Артём Сёмиков. – Даже когда стоял на льду на ногах, ветер тащил в сторону. Первый отрезок пути было тяжело. Потом приноровились, накачали шины.
Всего компания собрала семерых на велосипедах и двоих на квадроциклах.
– Петляя между заносами снега, мы медленно, но верно продвигались через озеро, которое постепенно перетекло в озеро Щучье, потом в Глубокое, а после и в Великое – нашу конечную точку путешествия, – рассказывает Илья.
– Дорога была очень интересная: бескрайние просторы, огромное небо в облаках, а потом закат… Никогда и нигде такого не увидишь, – говорит Артём. – Очень красиво.
К берегу подъехали как раз на заходе солнца. Дальше путь около километра представлял собой узкую тропинку и замерзший мох под ногами – велосипеды пришлось оставить и идти пешком.
– Как только стемнело, мы и подошли к самолету, – говорит Артём. – Нам повезло, в это время там были ребята из московского джипклуба. Они порядком удивились, узнав, что мы прибыли сюда на велосипедах. Нам врубили все фары, чтобы мы могли разглядеть обломки и сделать фото. Уже глубокой ночью мы, основательно измотанные, выбрались на твердую замерзшую почву. Это был наш финальный выстрел длиной 10–12 километров, который нам показался тестом на прочность. Все это продолжалось чуть дольше часа, после чего мы выехали на нормальную грунтовую дорогу, ведущую нас к точке нашего спасения.
Ребята преодолели чуть более пятидесяти километров, потратив на это чуть более восьми часов.
– Мы не спешили. Мы обычно никогда не спешим. Часто отдыхали, пили чай, – говорит Артём. – Ребята все справились, хотя были среди нас и те, которые уже несколько лет не садились на велосипед.
Сегодня снег завалил все ледяные трассы. Озеро замерло до весны, едва ли кто рискнет по такому снегу туда лезть. А вот зимники все равно обитаемы. Так и едут туда любители зимнего экстрима из разных регионов смотреть упавший почти семьдесят лет назад самолет. Там, в непроходимых болотах, далекая война становится ближе. Ее остывшие обломки можно даже потрогать.
А ктото поставил на разбитый второй двигатель памятную табличку с благодарностью от потомков.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото Артёма СЁМИКОВА
Добавить комментарий