После десятилетнего забвения в школьную итоговую аттестацию возвращено сочинение по литературе.
И хотя сохранились выпускные экзамены в форме ЕГЭ, допуск к ним возможен лишь после написания итогового сочинения, а для некоторых – изложения. Таким образом, в общеобразовательной школе восстановлен статус литературы как основного предмета. И это событие можно считать важным достижением 2014 года в сфере образования.
По информации Федерального института педагогических измерений, 3 декабря 2014 года итоговое сочинение (изложение) писали более 680 тысяч выпускников. У тех, кто получил неудовлетворительный результат или не явился на проведение сочинения (изложения) 3 декабря, есть возможность пересдать в дополнительные сроки: 4 февраля и 6 мая 2015 года. Кроме того, выпускники прошлых лет, которые намерены сдавать ЕГЭ в 2015 году, также должны написать итоговое сочинение (изложение) в указанные сроки.
В Тверской области 3 декабря итоговое сочинение (изложение) проводилось на базе 305 общеобразовательных организаций, во всех 43 муниципальных образованиях Тверской области. Как сообщает министерство образования Тверской области, в промежуточной аттестации приняло участие 5500 выпускников текущего года. 194 участника писали изложение (из них 28 – дети с ограниченными возможностями здоровья). 80 человек не явились в пункты проведения сочинения (изложения).
Темы, предложенные для сочинения 3 декабря 2014 года:
1. Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова.)
2. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В. Друнина).
3. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
4. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
5. Что важнее: любить или быть любимым?
Все темы сочинений соответствуют пяти тематическим направлениям, которые были объявлены заранее.
Наибольшее количество участников (2774 человека) выбрали военную тему, № 2. На втором месте стала тема № 5, о любви. Наименьшее количество участников захотели поискать ответ на вопрос о взрослении (тема № 4).
148 человек (2,6 процента) получили «незачет» за сочинение. За изложение «незачет» получили 2 человека. Выпускники школ Тверской области в целом написали сочинение в соответствии с обязательными критериями: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала». Наибольшее количество участников (25 процентов) получили «незачет» по критерию «Качество письменной речи», 23 процента – по критерию «Грамотность» и 7 процентов участников – по критерию «Композиция и логика рассуждения».
Понятно, что введение сочинения осложнило жизнь и ученикам, и педагогам. Не секрет, что уже сформировалась некоторая привычка к натаскиванию на ЕГЭ, а тут от учеников требуется написать самостоятельное рассуждение объемом не менее 350 слов, выстраивая аргументирование на основе не менее одного произведения литературы. Для этого от учеников требуется и начитанность, и опыт рассуждений, и умение владеть словом, логически мыслить, определять ценностные приоритеты. Но ведь именно эти качества и отличают человека разумного, которого хотелось бы видеть в каждом, кто выходит за порог школы во взрослую жизнь.
Марина РУЧКИНА, «Тверские ведомости» ruchkina_m@mail.ru
Добавить комментарий