Питер Джексон может отдохнуть

Он это заслужил в полной мере. На экраны вышла заключительная часть трилогии «Хоббит» – «Битва пяти воинств».

Франшиза  о Средиземье стала самой грандиозной в истории кино. Мир Толкиена никогда не экранизировался с таким размахом. Кинотрилогия «Хоббит», в основе которой – совсем небольшая по объему книга, растянулась благодаря законам рынка на три года. На последний фильм у Джексона оставалось полторы главы книги.

Кто смотрел первые два фильма, тот помнит, что история второй части заканчивается на пробуждении дракона Смауга, спящего в горе Эребор. Дракон обнаруживает, что пропало «сердце горы» – камень Аркенстон, в ярости сжигает Озерный город людей, а потом умирает от стрелы Лучника. Гора Эребор напичкана несметными богатствами, и король гномов Торин не намерен делиться ими ни с кем. Он закрывает вход в гору, препятствуя людям, потерявшим свой город, туда попасть. Тем временем, прознав о смерти дракона, к горе сходятся армии эльфов, гномов и, конечно же, орков. Впереди страшная битва.

На этой битве завязан весь третий фильм. В принципе, Джексону можно было бы не разбавлять сюжет вкраплениями из толкиеновского «Сильмариллиона» – они тут теряются, но он, как истинный толкиенист, преследовал цель не просто показать «мясорубку» между всеми видами живых существ Средиземья, но приблизить нас к истории начала «Властелина колец».

Третья часть наиболее уязвима для критики. И хотя «Хоббит» сам по себе – сюжет для детей (это все же сказка), у Джексона в первом и частично во втором фильме еще оставался творческий запас от серьезности и глобальности «Властелина колец». «Битва пяти воинств» проигрывает в том, за что любят трилогию «Властелина»: за постановку серьезных задач, за сложность изложения, за настроение фатума. «Властелин» – очень взрослый фильм, чего не скажешь о «Битве пяти воинств».

Зрелищности меньше не стало, но убавилось смысла в диалогах, они стали более плоскими, как материал, который отрабатывается для заполнения пауз между батальными сценами. И сразу пафос Средиземья, такой красивый во «Властелине», стал выпуклым и неестественным.

Во «Властелине колец» есть неоспоримое преимущество. Там ведь идея очень проста: маленький хоббит Фродо на фоне глобальных конфликтов. Несоизмеримость «букашки» и вселенной не давит «букашку», но делает ее ключевым героем мироустройства. Эта идея в фильме «Хоббит» затерялась.

Но корить Джексона за то, что в «Хоббите» он не выдержал интонаций «Властелина», неверно. Просто зритель инерционно ищет соответствий – и сюжетных, и эмоциональных.

 

А Джексон может отдохнуть. Он проделал огромную работу, чтобы сделать Средиземье почти осязаемым. Пусть отдыхает, пока в дверь вновь не постучится Гэндальф…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *