Михалков в ударе

Сейчас модно критиковать Михалкова. Даже без фильмов. А по поводу новой картины истерия особенно заметна. Фильм «Солнечный удар», безусловно, средний. Он не плохой, не хороший – он нормальный, типично михалковский, с его приемами и патетикой. Ну а что вы ждали от него? Либеральных поклонов?

«Солнечный удар» уже препарировали всячески, потому что он очень легко поддается разбору. Михалков не особо склонен прятать свои смысловые параллели, они у него все на виду и достаточно банальны, но это не делает фильм плохим.

Мало кто заметил несомненный плюс картины. В «Солнечном ударе» мы наблюдаем почти гармонизированное соотношение любовной линии и исторических событий. По сути, фильм и состоит из двух слоев, которые бесхитростными приемами сменяются – то 1907 годом и яркими летними красками, то 1920­м и серостью шинелей и крымского неба. И если нескрываемая ностальгия по империи, выраженная идеалистическими сценами на пароходе и в уездном городишке, не воспринимается всерьез, хотя и смотрится любопытно, то хмурое побережье Ялты, советские комиссары и огромная толпа бывших офицеров со срезанными погонами – это безусловно талантливо. Признаюсь, на экране ожидалась эпопея краха Российской империи, но вместо эпопеи получилась очень трогательная зарисовка о том, как свои последние сутки проводят сбитые в кучу офицеры царской армии. Фильм можно смотреть уже ради этой части. Поставлена она идеально.

В «Солнечном ударе» практически нет завуалированных ответов Ксении Собчак, хотя многие искали именно их. Разговоров «о России» и ее судьбе в фильме немного. Михалков просто снял то, что он давно ощущает, и именно так, как он это видит. Не больше. Ждать от него чего­то особенного? А ждали? Никто не ждал, но ведь раздражаются. Михалков очень понятен в своем желании идеализировать прошлое, и это его право, так как он не пишет учебник истории. Для него, потомка дворянского рода, это нормально. Странно, что многие не прощают ему этого. Было бы куда раздражительнее ждать от него именно сегодня попыток приблизиться к народу, хотя раньше у него это получалось, и получалось хорошо.

Михалков снял то, что мог снять сегодня, сообразно и своему часто барскому мировосприятию, и исторической конъюнктуре. Это чистой воды «его» фильм, с множеством неудач, перегибов и спорных моментов. С отличной концовкой, кстати. Ругать его я бы не стал уже за то, что во многом это такая михалковская трогательность, а значит, его самое слабое место. Ударить туда легче всего, и только ленивый этого не сделал, даже те, кто в кино не понимает ничего, зато не согласен с Михалковым по умолчанию, а значит, любой его фильм воспримет в штыки.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *