Завязка «Голгофы» – картины Джона Майкла МакДона – начинается буквально с первых звучащих в фильме слов, с исповеди неизвестного, который признается, что травму детства он намерен залечить убийством того, кто ни в чем не виноват, кто наоборот – очень хороший и добрый человек. И убить нужно его, священника, в следующее воскресенье, на пляже.
«Голгофу» можно сравнить в «Догвиллем» Триера в плане постановки. Здесь такие же «пластмассовые» и неживые персонажи. Городок, где служит пастор Джеймс, наполнен полуживыми людьми – ходячими декорациями, покрытыми плесенью стереотипов. Намеренное желание придать фильму притчевость сделало его немного злым, выпуклым, но прибавило современности. Здесь прежде всего напрашивается аналогия с «Дневником сельского священника» Брессона 1950 года. То, что католический пастор – это человек одинокий по определению, – отличный повод снять экзистенциальную драму. Но, в дополнение к Брессону, МакДон не просто рисует нехитрый быт умного, глубокого человека, его томление в городе, наполненном «призраками», а заставляет увидеть в священнике личность, поставленную перед выбором двух смертей.
Отец Джеймс (в исполнении великолепного Брендана Глисона) – человек сильный, он привык к своему приходу, ведь все они, эти люди, презирающие его, – прихожане, которым каждое воскресенье он смотрит в глаза и слушает их исповеди. Режиссер ставит падре в положение заведомо проигрышное, на первый взгляд. Выжить в такой ситуации, оставаясь адекватным и духовно независимым, нельзя, но если до рокового воскресенья у Джеймса еще был риск превратиться в религиозную обслугу царства мертвых и выжить, то после – никаких шансов.
Великолепным молчанием и редкими, но емкими фразами показан внутренний мир отца Джеймса. Мы видим большого человека, надорвавшегося в жизни, повидавшего многое, но пожелавшего найти успокоение во Христе. Он думал, что теперь все станет тише и легче, но он ошибался…
Это очень сложная картина, где вещи называются своими именами, где нет ханжества и лицемерия. Режиссер приносит отца Джеймса в жертву современному миру легким жестом художника, беспощадно, не давая ему никакого шанса на альтернативу.
И даже тот рывок, который делает падре Джеймс в сторону, отчаявшись, испугавшись за себя, разочарованный и униженный, делает его сильнее и обрекает на спасение, о котором он еще вчера, на пепелище своей церкви, даже не подозревал.
Удивительное кино для тех, кто считает себя высокодуховными и свысока смотрит на остальных, а также тех, кто готов лоб расшибить, лишь бы повесить попа за епитрахиль. Все это мимо цели, все это несущественная дурь. Важно лишь одно: какие перед лицом смерти ты выложишь перед собой аргументы, чтобы не жалеть о выбранном и спастись.
Добавить комментарий