Война или какое другое мероприятие

Война не кончается. Потому что последнего солдата не бывает. А еще потому, что, покинув поле боя, каждый из них забирает войну с собой, как жену, домой.

«Жажда» Дмитрия Тюрина по роману современного прозаика Андрея Геласимова – это четкое, как выстрел, и пронзительное, как взгляд, обожженный огнем, кино. Берясь за такую работу, и Геласимов, и Тюрин поставили перед собой задачу снять внежанровую картину, бросить вызов заштампованности современной темы потерянного поколения – тех, кто воевал в Афгане и Чечне. И получилось.

Социальный разрыв между молодыми ребятами, вернувшимися с полей боев, и окружающим миром удалось показать искренне, без надрыва, истерик и чернухи. По сюжету фильма герои, трое совершенно разных парней, разыскивают своего друга – того, кто их по очереди вытаскивал там, в Грозном, из горящего БТР. Главный герой – Константин, получивший большие ожоги, сначала прячется от мира под черным капюшоном, пытается запивать свою неуместность и потерянность водкой, культивирует обиду на отца, оставившего их с матерью. Он совсем не похож на бойца – щуплый и ранимый. Он и война так же несопоставимы, как день и ночь. С детства любящий рисовать, он спасается карандашом и бумагой, не дает себе окончательно пропасть, как многие его однополчане. Им всем помогает их друг Сергей. Он их «вытаскивает» снова из горящего одиночества.

Режиссура Тюрина дает возможность разглядеть нелюдимого подростка, ставшего не вовремя мужчиной. Мудрость молодости скрыта в его лице ожогами, и только смелость поступков, холодная решимость перед опасностью показывает в нем человека, который видел ад войны и теперь не боится ничего.

Очень размеренное, но совсем нескучное повествование намеренно лишено штампов жанра. И это – может быть, слабая, но попытка сделать хоть чуточку ближе этих парней, наших ровесников, с нашими же дедами, шедшими под пули семьдесят лет назад. Попытка сделать войну ближе, чем ленты социальных сетей и новостей, где война – такая ненастоящая и не с нами, как в словах Геннадия: «А вдруг война или какое другое мероприятие…».

Уходя от штампов, создатели «Жажды» провели через весь фильм главное клише этой темы: поиск. Это не претензия. Это констатация того, что потерянное поколение не может уйти от поиска. В «Жажде» это поиск друга, а через него – самого себя, все еще маленького и обиженного мальчишки, который хочет рисовать и любить, быть честным и иметь семью. А обожженное тело, стальная эмоциональная изоляция – это лишь доспехи, которые ты принес с войны зачем­то домой. И пусть этот мир смеется и не понимает, снять их все­таки нужно, потому что война должна кончиться в тебе самом.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *