Вопрос, вынесенный в подзаголовок, не праздный и возник он не вчера. Тверской трамвай давно находится в подвешенном состоянии. И с годами ситуация обостряется. К началу сентября положение еще более усложнилось: директор муниципального унитарного предприятия «Городской электрический транспорт» (МУП «ГЭТ») Игорь Фёдоров подал в суд заявление о банкротстве. Предприятие накопило долги по налогам, перед энергетиками, с которыми не может расплатиться. Что будет дальше?
Памятник на колесах
Трамвай в Твери – один из старейших в России. 28 августа ему исполнилось 113 лет. И все эти годы трамвай существовал, за исключением двухлетнего периода разрухи после гражданской войны и последствий разрушения и разграбления трамвайного хозяйства в период фашистской оккупации. Но и после этих катаклизмов трамвай восстанавливался и продолжал исполнять свою нелегкую миссию по перевозке пассажиров.
В период наибольшего расцвета в городе действовало 18 трамвайных маршрутов, общая их протяженность превышала 180 километров, трамвайный парк составлял 248 вагонов, длина контактной сети достигла 41,4 километра. На сегодняшний день количество маршрутов сократилось почти в четыре раза, в три с половиной раза снизилась их общая протяженность, количество подвижного состава уменьшилось более чем втрое, практически вдвое короче стала контактная сеть. Такого урона трамвайное хозяйство не понесло и в результате опустошительных войн.
Многие эксперты, опрошенные «Тверскими ведомостями», полагают, что ничего экстраординарного не происходит, что идет естественный процесс вытеснения трамваев с городских улиц более эффективными видами общественного транспорта. Прилагать усилия для сохранения этого анахронизма на рельсах, по мнению его противников, бессмысленно. Можно оставить трамвай лишь в качестве исторического памятника на колесах.
Трамвай сторонникам альтернативного транспорта видится как основная причина возникновения пробок на улицах Твери. Неманевренный, тихоходный, он препятствует движению колесного транспорта и создает заторы на исторически сложившейся узкой проезжей части городских дорог.
Разорительные нулевые
Как тверской трамвай дошел до такой жизни? Простым путем: многие годы никто не заботился о поддержании трамвайного хозяйства в работоспособном состоянии. Даже скудные 90е не стали столь разорительными, как тучные нулевые, когда кратно возросли и доходы городского бюджета, и доходы пассажиров. А трамвайное хозяйство продолжало хиреть. За двадцать лет капитального ремонта трамвайных путей не было вообще. Выслужив сроки эксплуатации, стали ветшать и разваливаться трамвайные вагоны. За все нулевые было куплено всего два новых трамвая. Кончилось тем, что МУП «Трамвайнотроллейбусное управление» (ТТУ) было объявлено банкротом, и более трех лет предприятие выводил из долгов конкурсный управляющий. Теперь обанкротилось и МУП «ГЭТ».
В чем причины неэффективной работы трамвая? Ответы на этот вопрос прозвучали на совещании, которое в начале сентября провел глава Твери Александр Корзин. Прежде всего, состояние рельсовых путей. Удалось отремонтировать лишь 3,7 процента их протяженности. Остальное требует замены. В болееменее приличном состоянии лишь два вагона, срок службы остальных – 25–30 лет. Сход трамваев с рельсов – не из ряда вон выходящий случай. Скорость движения устаревших трамваев по раздолбанной колее – от 5 до 15 километров в час. Поездка в тихоходном и тряском вагоне длительна и некомфортна. Трамвайные маршруты дублируются более скорыми и удобными автобусами и маршрутными такси. Поэтому трамвайный пассажиропоток резко снизился. Отсюда и убытки МУП «ГЭТ».
Что касается ответа на вопрос, сохранится ли трамвай в Твери, то сохранятьто особенно и нечего. Выхода два: либо дождаться, когда трамвайное хозяйство развалится окончательно, либо начать его восстанавливать и следом развивать.
А как в других городах?
По имеющимся сведениям, некоторые областные центры (Воронеж, Иваново) отказались от трамвайных перевозок вообще. Но почти в 70 российских городах трамвай сохранился, причем не только в столицах краев и областей, но и в ряде городов регионального подчинения (Дзержинск, Старая Русса, Коломна).
В некоторых городах уже появились линии скоростного трамвая, строятся новые. При устройстве трамвайных путей используются современные технологии, применяются бесстыковые рельсы. Проходит испытания созданный на Тверском вагоностроительном заводе современный низкопольный трамвай, предназначенный для использования в российских условиях. Судя по этим шагам, трамвайное движение во многих городах России закрывать не собираются.
Что же касается зарубежного опыта, то после недолгого охлаждения в середине прошлого века трамвайное движение в европейских странах переживает новый ренессанс. В чем автор этих строк мог убедиться сам в поездке по Германии.
Сторонники не сдаются
Между тем, патриотов тверского трамвая немало. В органах власти в том числе. Действуют общественные структуры, активно ратующие за возрождение былой популярности трамвая. И приводят свои аргументы в пользу этого вида транспорта. Вагоны трамвая вместительны, нужно с десяток маршруток, чтобы перевезти пассажиров одного вагона. При соответствующих условиях никто не отменял и трамвайные поезда еще большей вместимости. Если убрать с трамвайных маршрутов конкурирующие автобусные, наполняемость вагонов повысится. К тому же сокращение числа маршрутов трамвая, вагонов на линии к уменьшению пробок на магистральных улицах (Орджоникидзе, к примеру) не привело.
Словом, у каждой из сторон свои веские аргументы. Поставить точку в споре, принять судьбоносное для трамвая решение призваны органы власти.
– В органах городской власти явного противостояния нет, – отмечает председатель профильного комитета Тверской городской думы Сергей Делаков. – Примерно две трети депутатов твердо выступают за сохранение трамвая, остальные колеблются. Сомнения колеблющихся вызывают крупные суммы бюджетных средств, необходимые для восстановления и развития материальной базы тверского трамвая.
Воля проявлена
– Мы должны четко обозначить позицию представительного органа власти Твери относительно дальнейшей судьбы городского электротранспорта, выразить свою политическую волю, – заявил глава Твери Александр Корзин. – Мы не должны допустить остановки трамваев и троллейбусов, поручив городской администрации изыскать средства на решение текущих проблем МУП «ГЭТ» и сохранение этого стратегического для областного центра предприятия.
На брифинге для журналистов о дальнейшей судьбе трамвая высказал свою позицию и глава администрации города Юрий Тимофеев. Он отметил, что «МУП «ГЭТ» требуется серьезный объем бюджетных средств – только на поддержание его в текущем состоянии и покрытие убытков необходимо, по меньшей мере, 260 миллионов рублей в год. На ремонт одного километра путей – от 80 до 100 миллионов. Таким образом, на реанимацию только одного маршрута № 5 нужно потратить порядка 940 миллионов рублей».
– Точка зрения региональной власти совпадает с позицией власти городской: закрывать трамвайное движение нельзя, – сообщил на упомянутом совещании при главе Твери министр транспорта Тверской области Андрей Суязов. – По всем критериям трамвай вне конкуренции, не случайно сейчас в 70 российских городах есть этот вид транспорта, он возрождается и развивается.
Что предлагается
Городские власти планируют сохранить два трамвайных маршрута – 5й и 11й. Начинать вкладывать средства в капитальный ремонт трамвайных путей, в обустройство остановочных площадок, ограждения трамвайных линий. Надо менять приоритеты бюджетной политики, закладывать необходимые средства суммарно в течение трех ближайших лет. В связке с ремонтом путей рассматривается и приобретение новых трамваев, как вариант – производства Тверского вагоностроительного завода.
Руководство МУП «ГЭТ», обеспокоенное в связи с банкротством предприятия судьбой коллектива в 1200 человек, предлагает оставить и маршруты 13й и 14й, проведя на первом этапе легкий и относительно недорогой ремонт путей в Пролетарском районе.
Как осуществятся эти планы, покажет время.
Экспертное мнение
Анатолий ДАНИЛЕНКО, бывший конкурсный управляющий МУП «ТТУ»:
– Я передал предприятие без долгов, а МУП «ГЭТ» опять их нахомутало. Все уперлось в идеологию развития общественного транспорта в Твери. Приоритет отдан автобусам и маршруткам, а трамвай поставлен в невыгодные условия. Трамвайные пути постоянно заняты колесным транспортом. Необходимы неприкасаемые выделенные линии для трамвая. Необходимо вкладывать средства в ремонт путей, в обновление подвижного состава. Тем самым повышать конкурентоспособность трамвайного движения.
Евгений ШИМИН
Фото Юрия СУРИНА
Добавить комментарий