Учитель русских учителей

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) был поистине народный русский педагог в том смысле, в каком мы говорим о Пушкине как о народном русском поэте, о Глинке как о народном русском композиторе, о Суворове как о народном русском полководце.

К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье мелкопоместного дворянина Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года, принимавшего участие в Бородинском сражении. После выхода в отставку он служил чиновником. Семье Ушинских принадлежал вблизи Новгород­Северска, бывшей Черниговской губернии, небольшой хутор с тридцатью крестьянами. Отец Ушинского отпустил на волю крестьян в год рождения сына, а когда оставил службу, то поселился в родном хуторе. Первоначальным обучением будущего педагога занималась его мать Любовь Степановна. Она чутко и бережно относилась к любознательности сына, умело поддерживала и развивала его пытливую мысль.

Константин учился в новгород­северской гимназии, которая отличалась демократизмом и уважительным отношением к научным знаниям. Ее директором был Илья Фёдорович Тимковский, доктор права и философии, который до войны 1812 года считался одним из лучших профессоров Московского университета, где читал лекции по истории, словесности и российскому законоведению. Под влиянием профессора Тимковского и талантливого учителя М.Г. Ерофеева у гимназистов был воспитан интерес к историческому прошлому страны.

Окончив в 1840 году гимназию, Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. Здесь трудились лучшие в России профессора, среди которых был знаменитый историк Т.Н. Грановский. Научным руководителем студента Ушинского был профессор П.Г. Редкин, известный юрист. В студенческие годы на молодого Ушинского большое влияние оказали работы В.Г. Белинского.

В студенческие годы  Ушинский обнаружил не только завидную способность быстро воспринимать, критически оценивать и усваивать знания, но и умение передавать их другим. По воспоминаниям его товарища по университету Ю.С. Рехневского, «нередко случалось, что после мудреной лекции мы, плохо поняв суть дела, просили Константина изложить нам эту мудрость. И он всегда растолковывал нам сущность лекции совершенно верно, а главное удобопонятно».

Студент Ушинский, не получая материальной помощи от родителей, зарабатывал на жизнь частными уроками. Из своих первых педагогических опытов он твердо усвоил: обучение – дело не такое простое, как считают многие.

После окончания юридического факультета Московского университета (1844) Ушинский был оставлен при нем для подготовки к магистерскому экзамену. В 1845 году Ушинский окончил Московский университет с золотой медалью. Уже в 1846­м его утвердили исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее. («Камеральные науки» – старинное название комплекса наук о государственном хозяйстве, политической экономии и государственном праве.) Весной 1848 года он становится редактором газеты «Ярославские губернские ведомости». В своих статьях он писал о свободе как естественном состоянии человека, о свободном обществе как необходимом условии развития личности, о неотъемлемом праве человека на личное достоинство.

В начале 1849 года в Ярославль для ревизии приехал попечитель лицея П.Г. Демидов, который учинил расправу над свободомыслящими профессорами. Ушинского за его прогрессивные взгляды удалили из этого учебного заведения. Известно письмо лицеистов к своему учителю: «Дорогой Константин Дмитриевич! – писали они ему. – Не покидайте нас! Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не желаем смириться с мыслью о разлуке с Вами».

Из Ярославля Ушинский едет в Петербург, где убеждается, что двери учебных заведений для него закрыты. С начала 1852 года он входит в состав сотрудников журнала «Современник», занимается переводами иностранной литературы. Такой же деятельностью он занимается в педагогическом журнале «Библиотека для чтения».

В 1855 году Ушинскому удалось устроиться преподавателем в Гатчинский сиротский институт, где до этого работал известный педагог Е.О. Гугель. Ушинский стал в институте его идейным преемником. Под влиянием книг из библиотеки Гугеля он написал одну из своих лучших статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». Эта статья имела большой успех, и Ушинский становится активным автором «Журнала для воспитания».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось осуществить значительные прогрессивные изменения. Как редактор  «Журнала Министерства народного просвещения» публиковал статьи о новых течениях в области народного образования.

Прогрессивная деятельность Ушинского восстановила против него администрацию Смольного института. Константина Дмитриевича обвинили в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству и атеизме и под благовидным предлогом отправили на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. За границей в 1864 году Ушинский написал и издал учебные книги «Родное слово» и «Детский мир» – первые массовые общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Выдающийся педагог также написал «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей» и как работать по этим книгам.

Примечательно, что «Руководство» Ушинского до 1917 года выдержало 146 изданий!

В середине 1860­х Ушинский вернулся в Россию. Его главный педагогический труд носит название «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Ушинский предполагал написать этот труд в трех томах, однако в свет вышли только два – третий не был завершен.

Стержнем методической системы К.Д. Ушинского в преподавании оте­чественного языка является воспитание мыслящей личности, развитие ее умственных способностей. Большое внимание ученый уделял формированию системных знаний, о чем писал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Ежегодно сотнями тысяч расходились по русским школам учебные книжки Ушинского. Мечту своей ранней юности – принести возможно больше пользы Отечеству – Ушинский осуществил блестяще. А справедливый суд общественного мнения уже в дореволюционной России признал Ушинского народным русским педагогом и сделал его имя популярнейшим в ряду других великих имен русского народа.

В ознаменование заслуг К.Д. Ушинского в области педагогики в его честь была учреждена медаль (утверждена Министерством образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» под № 84 от 6 октября 2004 г.), которая является высшей педагогической наградой в нашей стране.

Николай ЛЕБЕДЕВ, заслуженный учитель России, почетный работник науки и образования Тверской области

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *