С 1 апреля 2014 года региональным гарантирующим поставщиком электроэнергии является ОАО «АтомЭнергоСбыт». Тверское подразделение компании приняло на обслуживание более 15 тысяч юридических и 720 тысяч физических лиц – потребителей электроэнергии. О первых результатах работы, о том, как cделать отношения поставщика с жителями региона более прозрачными, и новшествах, ожидающих тверитян, нашему изданию рассказал генеральный директор ОАО «АтомЭнергоСбыт» Игорь Быков.
– Игорь Евгеньевич, с компанией «АтомЭнергоСбыт» жители Тверской области знакомы по деятельности вашего подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт». Чем было обусловлено решение о принятии участия в конкурсе на получение статуса гарантирующего поставщика и каков сегодня масштаб деятельности?
– После реформирования энергетики на рынках сложилась ситуация, когда в результате деятельности у энергосбытовых компаний в силу различных причин образовалась дебиторская задолженность как перед электросетевыми компаниями, так и перед генерирующими. Более того, в какойто момент начала оспариваться сама идеология реформы энергетики, которая подразумевала разделение монопольных и конкурентных видов деятельности. Сегодня, если мы проанализируем ситуацию на оптовых и розничных рынках электроэнергии, то увидим отчетливую мировую тенденцию к тому, что крупнейшие генерирующие компании имеют в контуре деятельности энерготрейдеров с объемом реализации, сопоставимым с объемами произведенной электроэнергии. «АтомЭнергоСбыт» – это энергосбытовая компания государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В числе наших акционеров электроэнергетический дивизион «Росатома» – ОАО «Концерн Росэнергоатом». Именно поэтому для нас приоритетными стали регионы присутствия атомных станций – Тверская, Курская и Смоленская области, где «АтомЭнергоСбыт» принял участие в конкурсе гарантирующих поставщиков. Если говорить о масштабах, специфике и географии бизнеса, то сегодня «АтомЭнергоСбыт», помимо уже озвученных регионов, обслуживает предприятия атомной отрасли России в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах, реализуя более 12 млрд кВтч электрической энергии для 7,5 тыс. юридических и 1,5 млн физических лиц. Кроме того, дочерние общества обеспечивают тепло и водоснабжение потребителей, а также оказывают услуги по управлению жилым фондом в городах-спутниках атомных электрических станций.
– В начале месяца вы встречались с губернатором Тверской области Андреем Шевелёвым. Хотелось бы подробнее услышать об акцентах со стороны региональной власти, сделанных в ходе рабочей встречи. Каким образом энергосбытовая компания взаимодействует с органами власти?
– Энергосбытовая деятельность – это точка пересечения интересов потребителей и электроэнергетической отрасли. Сегодня ожидания и требования клиентов эволюционируют в сторону вопросов надежности, гарантий качества и четкого понимания, за что именно платит потребитель электроэнергии. Эффективные и взаимовыгодные отношения с клиентами сегодня можно построить только при наличии прозрачного ценообразования, соответствующего законодательству. Кроме того, реализация электрической энергии – это важнейшая часть в системе развития энергетической инфраструктуры регионов, а значит, энергосбытовая деятельность – это бизнес, на который возложена значительная социальная нагрузка. Эффективность деятельности этого сектора рынка также напрямую влияет на надежное и бесперебойное электроснабжение, что само по себе является социально значимым вопросом. Для «АтомЭнергоСбыта» просто необходимо работать в актуальной социально-экономической региональной повестке. Именно поэтому компания регулярно участвует в штабах по надежности электроснабжения, находится в постоянных рабочих отношениях с органами власти. На встрече с губернатором был определен рабочий формат на основе прозрачного информационного обмена, улучшения платежной дисциплины для увеличения поступления налоговых сборов от энергосбытовой деятельности как в областной бюджет, так и для обеспечения своевременных выплат организациям, которые обеспечивают транспорт электроэнергии, ведь от этого зависит выполнение инвестиционных и ремонтных программ энергокомпаний. В российских регионах проводился ряд исследований общественного мнения, которые выявили, что вопрос жилищно-коммунального сервиса и тарифов является самым актуальным. Тарифы регулируются государством, но вопросы сервиса, информационной работы, конфигурации партнерства с участниками рынка, в которых потребитель электроэнергии чувствует себя комфортно, – это то, от чего напрямую зависит удовлетворенность клиентов качеством жизни в целом, а значит, совместно с органами власти мы решаем одни задачи.
– Насколько актуальны сегодня вопросы неплатежей и кто являются самыми крупными неплательщиками?
– Стоит отметить, что порядка 95% частных потребителей, физических лиц оплачивают электроэнергию своевременно. Основными неплательщиками в первую очередь являются предприятия ЖКХ, а также недобросовестные энергосбытовые компании – перепродавцы электроэнергии. Мы направили свои усилия на нивелирование схемы, когда частные сбытовые компании заключали договор с гарантирующим поставщиком, пользуясь его определенной законом обязанностью гарантировать поставку электроэнергии, а потом попросту прекращали существование вместе с оплаченными потребителями средствами. Нам хорошо известны и детально изучены эти риски, а в регионах организована работа комиссий по расчетам на розничном рынке, в деятельности которых мы принимаем самое активное участие. Кроме того, специалистами выявлены все проблемные точки и потребители, определен круг юридических лиц, которые требуют особого внимания. Для обеспечения баланса расчетов в ОАО «АтомЭнергоСбыт» утверждено положение о работе с дебиторской задолженностью, предусмотрен четкий алгоритм действий, включающий в себя досудебное урегулирование, практику судебно-претензионной работы и как крайнюю меру – ограничение электроснабжения неплательщиков. Кроме того, для улучшения платежной дисциплины мы исключили недобросовестные УК из схемы расчетов, и эта инициатива была поддержана добросовестными предприятиями ЖКХ, которые страдают от негативной практики накопления долгов. Перевод потребителей на прямые расчеты должен ликвидировать проблему, поскольку централизует весь цикл: от приема показаний до сбора платежей и работы с дебиторами. Тверская область стала первым регионом, где реализована практика прямых расчетов с гарантирующим поставщиком. Не скрою, сначала мы столкнулись с недопониманием клиентов, в центре обслуживания клиентов филиала «ТверьАтомЭнергоСбыт» образовались очереди. Клиенты требовали объяснить им, каким образом произведены начисления, в том числе связанные с оплатой общедомовых нужд, но эта ситуация была урегулирована посредством интенсивной информационной работы с потребителями. На ее усилении, в том числе, делал акцент губернатор Тверской области в ходе рабочей встречи, и мы будем ее продолжать в дальнейшем, ведь неоплаченная электроэнергия создает риски для самих потребителей, страдает ее качество и надежность поставки.
– Компания приобрела статус гарантирующего поставщика три месяца назад. Срок небольшой, но всетаки – что уже сделано за этот небольшой период и какие перспективы у компании?
– За это время компанией открыты центры обслуживания клиентов, обеспечен платежный информационный обмен и сбор средств, созданы онлайн-сервисы для передачи показаний и оплаты, в том числе посредством услуг банков-партнеров. Была проведена масштабная договорная кампания с потребителями электроэнергии. Все это можно назвать хорошим стартом, но на достигнутом мы останавливаться не намерены. Сегодня одно из важнейших перспективных направлений – развитие клиентских сервисов и системы биллинга. Кроме того, у компании есть четкие бизнеспланы на год по увеличению плана выручки и доли рынка. Но их исполнение возможно только в том случае, если наша деятельность будет полностью удовлетворять клиентов. Для этого компания взяла курс на развитие и реализацию CRM-стратегии, в центре которой находится клиент, истории взаимоотношений с ним, установление и улучшение бизнес-процессов с последующим анализом результатов. Итогом развития стандартов обслуживания мы видим установление прочных партнерских отношений с клиентами и безусловное доверие потребителей, основанное на высоком качестве сервиса. Это в долгосрочной перспективе позволит реализовать планы по оказанию более широкого спектра профильных услуг, связанных с электроснабжением: таких как работа с электроустановками, коммерческий учет, энергоаудит и энергосервисные контракты.
Александр ЮРЬЕВ
Добавить комментарий