Безусловно, мнение о том, что продолжение знаменитой франшизы «Планета обезьян» под главой «Революция» – едва ли не самый умный боевик за последние несколько лет, справедливо. Хотя боевик в прямом его кинозначении здесь всетаки термин не самый точный.
Это продолжение истории о мировой катастрофе «обезьяннего гриппа», погубившей большую часть человечества, после которой выжившие люди сбились в колонии, а племя обезьян под руководством мудрого вожака Цезаря основало свою на остатках гидроэлектростанции. Не пересекаясь много лет, люди и обезьяны однажды встретились.
Кайма сюжета банальна, и Мэтт Ривз даже не стал ее прорабатывать до деталей, потому что перед ним стояла совсем иная задача. Хронометраж, и без того не короткий, требовал вместить в себя конфликт, который и сделал это кино понастоящему зрелищным и наполненным. Обезьяны живут в идеально организованном автократическом коллективе, и Цезарь, который правит своим большим племенем, отнюдь не тиран. Наоборот, слишком много в нем доверия, желания мира и справедливости. Он доверяет людям, но его доверие разделяют не все соплеменники. Зарождается семя революции.
Фильм показывает социологические проблемы, ставит перед попыткой сравнить благородство одних и предательство других. В этом конфликте нет двух лагерей. Люди и обезьяны здесь перемешиваются в сложно запутанный клубок отношений. По мере развития сюжета ощущается нарастание напряжения. Войны не хочет никто, но война все равно получается.
Встает нерешаемый вопрос о неизбежности конфликта, о невозможности идеального устройства общества. Эта модель социальной нестабильности – самая реальная и единственно возможная. Государство не может существовать благополучно долгое время. Цезарь – идеалист, его понимание обезьяньего благополучия не учитывает того, что в каждом разумном существе заложен порок. В фильме этот порок, в виде ненависти, обезьяны приписывают людям, но не бывает пороков чужих, как известно.
Мэтт Ривз ведет эту линию неконкретной, но вполне прописанной трагедии локального мироустройства. Все эти батальные сцены, сентиментальные взгляды, вроде бы – дань жанру, ловко подчеркивают градацию от малого, частного, к большому, вселенскому. Не бывает мировых войн без личностей, которые однажды спускают курок. Эта философия войны в «Планете обезьян» дает зрителю лишь вопросы, на которые, как известно, ответов нет.
Актуализировавшись в России, «Планета обезьян. Революция» дает понять, как зыбки мир и спокойствие, как один лишь выстрел (а история нас учила и этому) уничтожает все благополучие, накопленное годами. Этот боевик действительно умный, в нем есть главное, чего не хватает этому жанру, – глубокий взгляд главного героя, который, кажется, вопреки сценарию до последнего оттягивает неизбежное, до последнего верит в недоразумение. Цезарь заслужил у аудитории особую симпатию своей внутренней силой и беспомощностью одновременно. Хочется надеяться, что его образ сценаристы и режиссеры сохранят в будущих фильмах. Ведь у них есть то, чего вообще не хватает блокбастерам, – личность, редкое сегодня на экране явление.
Добавить комментарий