Его называли первым среди выдающихся асов двадцатого столетия. Лидерские качества Михаила Громова проявились еще в юном возрасте и с годами только крепли. «Всегда вперед! Отстающих бьют!» – таким был его жизненный девиз.
Громов родился на исходе XIX века в Твери, в семье военного врача. Детство его прошло в Калуге, Ржеве и поселке Лосиноостровском Московской области. Он увлекался авиамоделизмом. А еще – тяжелой атлетикой: в 17 лет Михаил Громов установил рекорд Москвы в полутяжелом весе в жиме, подняв более 90 кг.
В 1918 году вступил в ряды РабочеКрестьянской Красной Армии (РККА). В этом же году окончил Московскую летную школу и был оставлен в ней летчикоминструктором. Он обучал курсантов полетам на самолете «Вуазен», а сам осваивал высший пилотаж на самолетах «Моран» и «Ньюпор».
Однажды на самолете «МоранЖ» – старенькой машине, видавшей виды, изрешеченной пулями, – Громов неожиданно попал в штопор на глазах у курсантов летной школы. Вскоре штопор перешел в обратное вращение. Казалось, гибель неизбежна, но Михаил Михайлович ухитрился выйти из безвыходного положения, повалил машину на левую плоскость, сбавил газ и сделал посадку. Восхищенные и обрадованные товарищи, сбежавшиеся со всех сторон к месту ожидаемой катастрофы, увидели уцелевший «Моран» и живого, спокойного Громова, с хозяйским видом хлопотавшего у машины.
Вся его дальнейшая судьба подтверждала, что он – летчик от бога и небо для него – естественная и родная стихия. Однако, по его же признанию, в авиацию попал, можно сказать, случайно: увидел объявление о приеме в теоретическую школу летчиков и записался в нее. Тем самым расширил круг своих разнообразных юношеских интересов, среди которых были и серьезные занятия живописью, и пристрастие к охоте, и конечно же спортивные привязанности.
И хотя в увесистой копилке всевозможных достижений Громова числится звание первого чемпиона СССР по тяжелой атлетике в тяжелом весе, небо оказалось для него самым притягательным магнитом.
В лице Михаила Громова молодая советская авиация обрела выдающегося летчикаиспытателя. На протяжении 30 лет его имя гремело по всей стране и за ее пределами. Он впервые поднял в небо 20 опытных машин. По оценкам специалистов, этот результат невозможно повторить.
Первым самолетом был крохотный У2, а последним – самолетгигант, летающая крепость. Этот человек первым в 1920е годы совершил дальние перелеты в Китай, Японию, по всем городам Европы, после чего европейцы его назвали летчиком номер один в мире.
В 1926 году на цельнометаллическом самолете АНТ3 «Пролетарий» Громов с бортмехаником Радзевичем совершил дальний перелет по замкнутому маршруту Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва, преодолев 7150 км за 34 часа 15 минут летного времени.
Французские авиаторы, восхищенные отвагой неизвестного доселе советского пилота, избрали его членом клуба «Старых стволов», как «лучшего летчика мира 1926 года».
Через год при испытаниях истребителя И1 на плоский штопор впервые в стране он выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолета.
Позже генералполковник авиации Громов вспоминал: «Сидеть было неудобно – мешал парашют. Привязался поясным ремнем… Набрав высоту 2200 метров, решил, что этого достаточно, сбавил газ до минимального, задрал самолет, взял ручку на себя и дал правую ногу. Самолет мгновенно перешел в правый штопор… Мотор заглох. Считаю витки: двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый… Пора отстегиваться! Отстегнулся… Еле притянул к себе ноги от педалей. Хочу встать. Не тутто было. На мне, по крайней мере, два с половиной человека. Упираюсь ногами и руками, стремясь забраться на борт. Тренированные в толчке ноги (как пригодились сейчас занятия со штангой) не подвели и тут – сел, наконец, на борт…Взялся за кольцо парашюта. Убедился, что держу именно его. Отталкиваюсь ногами, и вот я в воздухе… Рывок – и надо мной купол».
С 10 по 13 сентября 1934 года на самолете АНТ25 экипаж Громова совершил дальний беспосадочный перелет, преодолев 12411 км за 75 часов и 2 минуты. Полет проходил в тяжелых метеорологических условиях. После посадки в баках оставалось всего 30 кг бензина. Но, несмотря на все трудности, мировой рекорд дальности полета был установлен!
За героический подвиг и самоотверженную работу, проявленную во время полета, полковнику Михаилу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Высокое профессиональное мастерство, чрезвычайная смелость и отвага, а также врожденное самообладание помогали Громову выходить победителем из самых сложных ситуаций. Впрочем, иногда сама судьба берегла его.
1 мая 1935 года на самолете АНТ20 «Максим Горький» Громов возглавлял воздушный парад над Красной площадью, хотя накануне вечером, во время праздничного вечера в Художественном театре, ему стало плохо – открылось внутреннее кровотечение. Через несколько часов после парада в тяжелом состоянии его отвезли в госпиталь. Кровотечение оказалось язвенным. Возможно, это внезапное заболевание спасло его от верной гибели.
18 мая в небе над Москвой на глазах у тысяч людей произошла ужасная авиакатастрофа. Истребитель сопровождения И5 столкнулся с АНТ20 «Максим Горький», во время попытки сделать петлю вокруг его крыла. Погибли 50 человек: пилот истребителя, 11 человек экипажа и 38 пассажиров, сотрудников опытного завода ЦАГИ и членов их семей, в том числе семеро детей.
Лишь летом 1936 года, после продолжительного лечения, Громов вернулся в строй.
Имя советского летчика Михаила Громова мир узнал в 1937 году: с 12 по 14 июля он вместе с двумя членами экипажа совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – СанДжасинто (США), преодолев свыше 10 тысяч километров по прямой за 62 часа 17 минут.
Был установлен абсолютный рекорд дальности полета по прямой, а также два рекорда в классе С (сухопутные самолеты) – полета по прямой и ломаной линии. Весь экипаж, первыми среди отечественных авиаторов, был удостоен высшей награды Международной авиационной федерации (ФАИ) за лучшее достижение 1937 года – медали Анри де Лаво. Громов был награжден орденом Ленина, а Андрею Юмашеву и Сергею Данилину было присвоено звание Героев Советского Союза.
В начале Великой Отечественной войны комбриг Громов был назначен командующим ВВС Калининского фронта. Судьба вновь привела его в город, где он родился. Теперь ему пришлось защищать небо родного города от фашистской нечисти. Города, одна из улиц которого носит сегодня его имя, города, который чтит память о своем великом земляке, летчике номер один в мире.
Андрей НИКИТИН
Добавить комментарий