Подсели на колеса

Запах свежей резины. В магазине, в котором работает Алексей Дегтерев, новеньких велосипедов хватит на любой вкус и кошелек. Начало весны – самый сезон для «подснежников» – любителей весенне­летнего спорта. Веломеханику Алексею работы хватает.

 

Все начиналось с Бати

Отцом­основателем велодвижения в Тверской области считается Сергей Крылов с характерным прозвищем Батя. С компанией единомышленников­энтузиастов он в 1960–1970­х колесил по всему Советскому Союзу. Сегодня Батя занимается велосипедным бизнесом и возглавляет заграничные походы.

Последние десять лет велодвижение в регионе стремительно развивается, каждый год появляется много новичков.

Многие из них ищут объединения, вступают в официальный клуб «ВелоТверь». В городе есть и другие, неофициальные, объединения: «Веломаньки», «Вело69», «Коршун». Все они присутствуют в социальных сетях.

Алексей Дегтерев, один из руководителей «Вело­    Твери», смеется:

– В Верхневолжье крутят педали порядка 1200 человек. За прошедшие три года, судя по продажам техники, численность велолюбителей прибавляется порядка на сто человек за сезон. Такими темпами у нас скоро будет что­то вроде Голландии, где ДТП устраивают велосипедисты.

Участники «ВелоТвери» совершают разные походы. Есть недальние с крейсерской (комфортной) скоростью 22 км/ч (выезд за город кольцевыми маршрутами), а есть многодневные. Самый массовый из таких – поход на Валдай. Год от года он собирает от 30 до 50 человек самого разного возраста. Число путешественников подвижно: заранее заявок на «покатушки» подавать не надо. Желающие приезжают на место сбора к назначенному времени.

Алексей водит походы по вторникам:

– Недавно у нас был очень интересный ночной поход в район Чуприяновки. Преодолели лесовозную колею, потом бобровую плотину, еще был переход ручья по бревнам и тряска по заброшенной узкоколейке. Стартовали в девять, а вернулись в Тверь к часу ночи. Ребята, конечно, в шутку ругались, но в итоге все оказались довольны, успели даже посмотреть на звезды.

В «ВелоТвери» разработка маршрута поездок – не элитная миссия руководства. Любой желающий вносит предложения по маршрутам. Все мелочи предварительно обсуждаются на форуме группы. Выбывших из похода (поломка или нездоровье) обязательно сопровождают до города – такой вот благородный кодекс. 

 

Доктор ждет 2015­го

– Все мы не без грешка, есть правила, которые часто нарушают. Например, как правильно переходить зебру? Положено – только пешком, ведя велосипед рядом. В позапрошлом году был эпизод, когда парня сбили на переходе на площади Мира. Он ехал достаточно быстро, автомобиль из левого ряда его увидел и остановился, а в правом ряду движение продолжил. Нарушили оба, но велосипедист пострадал. А недавно я был свидетелем, как такой гонщик проехал на два красных светофора. На третьем я его догнал, хотя отстоял положенное время до зеленого сигнала. Возник вопрос: зачем было нарушать, если я все равно его догнал, не нарушая? Его довод был: «Ну я же никому помехи не создал». Диалог не получился, – Алексей, ответственный за разъяснение новых вводных ПДД, говорит о наболевшем.

Хорошо сформулированные правила плохо совпадают с реальной практикой. В последней редакции ПДД многое поменялось. Правила молчат о ряде тонкостей: например, можно ли объезжать помехи по тротуару, если уход влево – уже нарушение. Есть в ПДД и актуальная для обеих столиц и городов­миллионников тема велодорожек, по которым обязан двигаться велосипедист.

Концепцией развития велодвижения в Твери занимается Алексей Шабашов (Доктор). В документ входят тонкости обустройства современного и безопасного пространства велосипедиста: велодорожки, парковочная инфраструктура, программа сотрудничества с ГИБДД. Концепция разрабатывается уже несколько лет и сейчас (об этом пока говорят полушепотом, чтобы не сглазить) утверждена. В идеале, к концу 2015 года она должна вступить в силу.

Алексей, постоянный участник дорожного движения (в том числе автомобильного), полон надежд и терпения:

– Порой, читая про велодвижение в СМИ, встречаю справедливые комментарии: заняться нечем, и так проблем полно. Но мы своего добиваемся не потому, что зашкаливает собственное эго, а чтобы быть вежливыми, не мешать коллегам по потоку и обезопасить пешеходов.

Безопасность за 700 рублей

Известна история, как в 1990­х годах по нелепой случайности погиб велосипедист. Он двигался по тротуару, просто не разминулся с пешеходом, упал и разбил о бордюр голову. К слову, в последней, апрельской, редакции ПДД мы не найдем ни слова про велосипедный шлем.

Упростили и правило про свет. Раньше было необходимо иметь спереди фару белого света, сзади – моргающий красный фонарь. Сейчас хватит стандартных белых катафотов, главное – должны быть светоотражающие знаки.

Купить сигналы можно за 400 рублей, самый дешевый шлем – за 300. Выходит, по минимуму себя обезопасить можно за 700 рублей – невесомое дополнение к стоимости велосипеда. От цены экипировки будет увеличиваться качество защиты: дорогой шлем крепче и эргономичнее (есть даже козырек от солнца), а свет будет интенсивнее и дольше.

Площадь Конституции и Южный путепровод в Твери – регулярные места аварий. В прошлом году с участием велосипедистов в Тверской области случилось 63 ДТП, в которых девять человек погибло. В этом году – девять аварий и один погибший. Причины аварии разные, их сложно сплести в единую цепь закономерностей. В пресс­службе ГИБДД по Тверской области поясняют:

– Возьмем последнюю аварию на Зеленом проезде. Автомобиль с подложными номерами и нетрезвым водителем за рулем сбил велосипедиста. Он отделался травмами средней тяжести.

Какие тут причины?

 

Чем поживиться?

По городу с марта ездят велосипеды, но все ждут официального открытия велосезона 27 апреля.

– Погоду обещают хорошую, традиционно у памятника Афанасию Никитину должно собраться много людей. Одни едут за семейными конкурсами, другие – за пробегом. Третьи видят определенный шарм в том, чтобы проехать колонной в тысячу человек по обособленной дороге с флагами. Все, что от нас хотят, мы постараемся реализовать, – Алексей говорит загадками, хочет оставить для гостей праздника сюрпризы.

Велоклубы живут сезонами. Зимой по городу постоянно катается только около ста человек. Весь год любители велоспорта копят идеи и силы, чтобы с весны не упускать хороших дней. В Лихославле оживает кросс­кантри, в Ржеве – даун­хилл (экстремальный скоростной спуск на велосипедах), а в Твери проходит гонка «Авантюр» – это кроме регулярных походов по области и Подмосковью.

Мало кто из бывалых ездоков видит в велосипеде только спорт. Это нечто большее, форма единения с миром, если хотите. Крутить педали, искать тропы, дышать солнечным воздухом, радоваться привалам и встречам. Радужными пятнами вспыхивают впечатления Алексея:

 

– По дороге столько всего встречаешь. На полном серьезе, в Пречисто­Каменке видели объявление: в лотерею разыгрывали… корову! А еще мне очень запомнился такой случай. В позапрошлом году за­ехал в деревню Волынцево, спросил у одной местной семьи, где находится колодец – пить хотелось, ресурсов не рассчитал. Так они меня не только напоили, но и накормили от души, шмат сала целый вручили.

Наталья КАПРАЛОВА

Фото Виталия Шустрова

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *