Жизнь на обочине

Первое, что замечает случайно покинувший салон своего авто человек, остановившийся в придорожной деревне, – жуткий шум. Он не дает возможности услышать голос на расстоянии шага. Запах выхлопных газов и горячей резины иногда удушающий. Первое желание – сразу броситься в уютный салон своей машины, двинуться дальше и не думать, как тут могут жить люди.

Автодорога М­10 Москва – Санкт­Петербург – главная в России, и мы привыкли гордиться тем, что она проходит через Тверскую область. Казалось бы, да, это хороший плюс для экономики области и ее жителей. Не случайно под Тверью, между двух столиц, за последние годы было создано большое количество различных логистических комплексов, обосновались новые предприятия.

Сложнее обстоит дело с придорожной инфраструктурой и вообще с качеством жизни вдоль трассы, с ее благоустройством. А здесь главная проблема в том, что дорога М­10 – федеральный объект, она находится в ведении федерального казенного учреждения «Упрдор «Россия», которое полностью отвечает за ее содержание.  То есть вроде бы дорога у нас в области, а фактически – это узкая полоса земли, находящаяся в ведении федералов, на их финансировании. Руководство дороги, понятное дело,  преимущественно заботится о самой трассе – о состоянии дорожного полотна, безопасности дорожного движения, освещении. Экология и комфортность жизни в деревнях вдоль дороги, таким образом, для федералов изначально являются вторичным вопросом. В итоге жители придорожных населенных пунктов  терпят от дороги много, а получают мало.

 

Физиогномика трассы

Шоссе Москва – Петербург (современная федеральная трасса) появилось в начале 1840­х годов при спрямлении древней дороги из Москвы в Новгород, впервые упоминаемой с конца XV века. С 1700 года соединила российские столицы, что еще повысило ее значение. Дорога пришла в упадок в середине XIX века. Роль ее возросла с появлением автотранспорта, в 1950­х на ней, одной из первых в СССР, появился асфальт. Общая протяженность – 706 километров. Из них по Тверской области проходит участок от 108­го до 362­го километра – более трети протяженности всей дороги.

Проблемы дороги не раз становились предметом внимания и  Правительства Тверской области. Ведь, помимо прочего, это один из источников доходов от внутреннего туризма.

Комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области несколько лет назад был организован и проведен пресс­тур для журналистов федеральных и московских СМИ «Между двух столиц». Уникальность дороги и объектов, на ней расположенных, все оценили в полной мере. Но оценили также и проблемы, с которыми сталкиваются живущие здесь люди.

Вот типичная физиономия трассы, если путешественник задастся целью выяснить что­то в придорожной деревне.

– Не, я не открою, – бабушка Римма Ивановна в деревне Домославль Вышневолоцкого района сразу пресекает попытки более тесного контакта. – У меня уже столько всякого народа перебывало, больше воровать нечего.

За ветхим забором надрывается на цепи собака. Римма Ивановна отрекомендована нам как последний коренной житель деревни.

В Домославле, когда­то крупном центре волости, сейчас осталось менее десяти человек постоянного населения, зато три кафе. Но все владельцы и продавцы проживают в Вышнем Волочке.

В Дорках (это почти пригород Вышнего Волочка) около десятка (из полутора сотен) домов, где живет коренное население. Остальные – приезжие, те, кто рекомендует себя живущими здесь от нескольких лет до одного­двух десятилетий.

– В Хотилове приезжих около половины, – рассказывал Евгений Казарин, усилиями которого возрождается сейчас храм в этом селе. – Раньше дрались с местными стенка на стенку. Воровство среди детей было повальное. Сейчас­то поменьше, заставляем и в школу ходить, и работать.

– На днях в Василёве сбили человека, – поведали уже в Будове Торжокского района, – просто шел на работу! Сбили насмерть и даже не остановились. Хорошо, регистратор в одной из встречных машин был. По горячим следам убийцу задержали. Каждый год гибнет кто­нибудь.

Кстати, по оценкам специалистов,  автомобильный поток в этих местах – около 17 тысяч машин в среднем за сутки.

Мелкий лоточный бизнес, одно время процветавший в придорожных деревнях, сейчас с трудом выживает в условиях конкуренции с крупными комплексами. Исчезают или сворачивают оборот лавки, торгующие самоварами, полотенцами и прочей чепухой. Из мелких частных кафе к северу от Торжка осталось фактически одно – в Зизине. С открытием буквально в нескольких метрах от него крупной АЗС местному предпринимателю Ольге Бахтигареевой прочили немедленный крах, но она все­таки пока удержалась.

 

Будь или не будь

Участок у деревни Будово в Торжокском районе – один из самых показательных. Будово – классическая деревня, перенесенная к дороге в 1840­х годах, с длинными, более километра, двумя рядами домов. Больше половины из них – пустуют или обрушиваются.

– Вот и смотрите, пол уж сгнил весь и крыльцо, – говорит Валентина Церулева, старожил Будова. – Сруб­то крепкий, а что толку – шоссе подняли, дом теперь в яме. Вода всегда весной на крыльце стоит.

Нина Иванова, еще одна старожилка, встреченная на улице Будова, категорична:

– Я всю жизнь здесь живу. Хорошо или плохо от дороги? Да страсть одна. Фура мимо дома идет, на койке подпрыгиваешь, весь дом трясется.

Жительница Будова Татьяна Гаврилова, с гордостью назвавшая свою «коренную» фамилию – «я Маринина, из настоящих, коренных», с подробностями и нескрываемой гордостью рассказывает о временах, когда местный колхоз в Будове был миллионером (в 1950­х) и в Москву ездили не за продуктами и товарами, а выставлять на ВДНХ свои достижения. 

Маргарита Мурзенкова, библиотекарь:

– Я себя считаю не совсем местной, мне замуж выйти сюда посчастливилось. Но уже двадцать лет здесь живу. Хорошо нам или плохо, что у нас дорога через деревню проходит? Я бы так сформулировала: и плохо, и хорошо. На трассе есть работа. Но живут в деревнях только те улицы, которые построены чуть в стороне от трассы.

Пока мы разговариваем, очаровательная девочка лет восьми­девяти стучится в библиотеку (в школе большая перемена):  «Можно?». Она здоровается и бойко выстреливает подготовленную реплику:

– Мне книжка очень понравилась, я положила закладку, что очень понравилась. Большое спасибо! А можно мне вот эту взять, со стихами?

После ее ухода Маргарита Мурзенкова разводит руками:

– Когда они становятся старше, читать перестают, но с маленькими интересно. Школа основная, до девятого класса, сейчас 26 человек. Дети, как и взрослые, у нас разные – и «темненькие», и наши. Но в отношении, как модно говорить, толерантности, злобы никакой друг на друга нет, точно скажу.

Школа в Будове занимает большое, советского еще типа здание, где через стенки располагается вся социальная сфера – и библиотека, и клуб, и администрация.

Глава администрации Владимир Козлов смотрит на положение дел с дорогой тоже неоднозначно:

– Очень сложно сказать, чего мы больше получаем от трассы. Учтите, что поселение очень большое, и население неравномерно распределено: его большая часть, больше тысячи, живут под Торжком, в Славном и Митине, они трассу­то и не видят, а работают в основном в городе. В Будове трудоспособное население занято примерно так. От земли, крестьянством у нас фактически никто не кормится. Землю запускают, в СПК «Родина» осталось едва ли семь человек плюс два фермерских хозяйства. Из остального трудоспособного населения почти все задействованы на разных АЗС, в магазинах, кафе и гостиничных комплексах. Процентов десять еще – на асфальтовом заводе, обслуживающем строительство новой магистрали М­11. Так что не будь трассы, рабочих мест не было бы вообще. С 1 мая 2014 года начинаются работы по реконструкции нашего участка М­10 с 221­го по 246­й километр. План у меня лежит, очень красивый. Появится современная дорога, соответствующая всем требованиям экологии. В Будове в центре села будет съезд на М­11. Так что уже осенью мы окажемся на ключевом перекрестке. Но и проблем от трассы, конечно, у нас много. Хотелось бы большего экономического вклада в бюджет поселения от многочисленных придорожных комплексов. Кроме того, все ведомства, связанные со строительством и реконструкцией дороги, эксплуатируют наши сети и дороги местного значения – добиться же от них компенсаций очень сложно.

 

Мы будем жить теперь по­новому

Министерство экономического развития Тверской области рассматривает туризм как одно из самых массовых и перспективных направлений развития, однако туристскому освоению мешает перегруженность трассы М­10 грузовым транспортным потоком, проблема которого будет решена только после ввода в эксплуатацию высокоскоростной трассы М­11 в 2017 году.

Впрочем, отдельные участки новой дороги начнут функционировать уже в ближайшие год­два. Все это значительно снизит социальную напряженность в селениях вдоль трассы.

Улучшится состояние и действующей дороги на участке к северу от Торжка. Как сообщил «Тверским ведомостям» ведущий специалист по связям с общественностью ФКУ «Упрдор «Россия» Александр Аносов, ведутся подготовительные работы к реконструкции участка трассы с 231­го по 246­й км. Заказчик – «Упрдор «Россия», подрядчик – ЗАО «Буер». Запланированный срок сдачи объекта – третий квартал 2015 года. После реконструкции на участке будет четыре полосы движения (сейчас их три) с разделительной полосой. В целях обеспечения безопасности дорожного движения все основные съезды и примыкания будут оборудованы переходно­скоростными полосами. В Кужлеве, Большой Киселенке и Малой Киселенке предусмотрена установка современных шумозащитных экранов.  В этих населенных пунктах будут устроены закрытый водоотвод, автобусные остановки, пешеходные дорожки, тротуары и въезды к домам. На всем реконструируемом участке предусмотрено двухстороннее наружное электроосвещение. Освещению трассы управление дороги уделяет особое внимание, отметил Александр Аносов. В 2011 году оно инициировало и провело работы по сплошному освещению дороги от Москвы до Твери, что способствовало снижению аварийности на 15 процентов.

 

 

Трасса М­10 в цифрах

● Длина – 706 километров.

Из них по Тверской области

проходит участок от 108­го до 362­го

километра – более трети протяженности

всей дороги.

● Полосность – от 2 до 10 полос движения (в обе стороны).

● Ширина проезжей части на основном протяжении дороги 8–11 метров.

● Скоростной режим: от 30 км/ч (в местах ремонта                  и объездов) до 90 км/ч.

● Количество населенных пунктов, через которые проходит дорога, – 65, что существенно снижает скоростной режим и пропускную способность трассы.

 

 

Экспертное мнение

Николай ПОПОВ, председатель колхоза «Мир» Торжокского района, депутат Законодательного собрания Тверской области:

 

– Спасением для жителей деревень вдоль трассы могли бы стать шумозащитные  экраны. Первый такой экран из звукопоглощающих панелей на магистрали М­10 в Тверской области по настоянию руководства колхоза появился у нас – он защищает от шума жителей поселка «Мирный». Еще один экран затем был установлен в Калининском районе, один – в Конаковском. Думаю, для большинства деревень, расположенных  вдоль трассы, такие экраны – пока что несбыточная мечта: все упирается в большие федеральные финансы.

Павел ИВАНОВ

Фото автора и Юрия Сурина

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *