Фильм Николая Хомерики «Сердца бумеранг», хоть и вышел два с лишним года назад, в Сети появился только что. Понятно, что проката лента не видела. Такие фильмы всегда ожидаются в Сети, расхватываются по киноклубам. У авторских фильмов без больших бюджетов и господдержки жизнь своя, теневая, но это не значит, что она не интересна.
Хомерики известен в основном по фильму «Сказки про темноту», но «Сердца бумеранг» завоевал аудиторию еще будучи показанным на Московском международном кинофестивале. У авторских и вдумчивых фильмов всегда есть две важнейшие составляющие: немногословие и затяжные кадры. Для тех, кто может позволить себе не спешить.
Сюжет «Сердца» очень прост. Помощник машиниста метро Константин узнает, что у него патология сердца. Он вроде как здоров, но в любой момент может умереть. Вот она, заданная драматургия, спица, на которую можно накручивать нити повествования. Александр Яценко (ставший известным благодаря одной из главных ролей в легендарной «Оттепели» Тодоровского) не похож на героядекадента, опустившегося алкоголика или экзистенциального неудачника – любимых типажей современного малобюджетного кино. Он очень мило существует на экране, переосмысливает свою жизнь, согласно канонам заданной темы. В переосмыслении нет преломления или принципиально новой жизни. Автор это показывает, а мы все знаем, что такое преломление в принципе невозможно и бывает только в очень плохом кино или после грандиозных потрясений. Человек всегда остается собой, но главное, что в нем меняется, – направление мысли и глубина взгляда. Это показали режиссер и оператор Шандор Беркеши.
Хомерики рисует реальность чернобелой, очень замкнутой – как жизнь Константина, как его квартира, как метро или кабинет врача, а может, как та самая грудная клетка, в которой бьется сердце героя. Но эта реальность не давит, в ней, в принципе, комфортно, если вжиться в нее. Хомерики рисует обыденность светлее, чем его коллеги. В ней не выключают свет, в ней всегда есть выход на поверхность, место для улыбки, которая поразительно вытягивает фильм на иной уровень восприятия. Это сказка про быт, в котором трудно разглядеть себя как личность – микрокосм.
Смотреть такие фильмы – всегда удовольствие. Они неожиданно добры и приветливы к зрителю, в них есть юмор, который обличает глупость. В этом фильме в одном эпизоде смех вырывается наружу, когда Костя приходит к целительнице в исполнении Ренаты Литвиновой «усиливать» здоровье.
Этот смех – как попытка направить его на себя. Очень традиционный способ отсыла к зрителю. Каждому из нас нужно больше, чем есть кашу или водить поезд под землей. Нужно полюбить жизнь просто за возможность, уметь смотреть в окно и видеть мир.
Добавить комментарий