Формула счастья от Натальи Сиротиной

Когда на свет появилась девочка с «пролетарской» фамилией Кузнецова, на советской эстраде набирала обороты популярности песня из далеких революционных времен: «Мы кузнецы, и дух наш молод, куем мы счастия ключи…». Она легко вписывалась в послевоенную атмосферу победившей страны, верящей в непременно светлое будущее. Это общее предощущение счастья для большинства сограждан было вполне личностным. Оно органично приживалось во многих семьях, в том числе и в семье, где родилась моя собеседница Наталья Сиротина (Кузнецова), известный художник­дизайнер, заслуженный работник культуры РФ, почетный работник среднего профессионального образования, директор художественного колледжа имени А.Г. Венецианова.

Увы, время безжалостно развеяло иллюзии наших соотечественников, порой лишив их не только устойчивой опоры в настоящем, но и уверенности в завтрашнем дне. Тут, казалось бы, о счастье и речи быть не должно. Но именно о нем состоялся наш разговор с Натальей Сиротиной, которую это чувство сопровождает по жизни с детства. Возможно ли такое? – спросит читатель. Вот и я задался тем же вопросом:

– Наталья Георгиевна, неужели вы впрямь всегда ощущали себя счастливой?

– По большому счету, да. Конечно, были горечь утрат, разочарований, неудач. Но я никогда не роптала на судьбу, искренне полагая, что жизнь – великое счастье. Поверьте, это хоть и громкие, но не просто слова. Это мое убеждение, которое возникло еще в детстве и с годами только укоренялось, зрело и крепло.    

– Вы хотите сказать, что ответ на извечный философский вопрос о смысле жизни нашли в столь наивном раннем возрасте?

– Нет, разумеется. Я, как, наверное, все мои сверстники, жила в мире детских фантазий, витала в придуманных сказочных облаках. Огромное спасибо родителям, которые никогда не делали попыток меня «приземлить». Они бережно относились к моим внезапно возникавшим духовным потребностям. Сначала поощряли увлечения танцами и хореографией, а когда вдруг проявилась тяга к рисованию, всячески способствовали ее реализации. Выделили одну из двух, самую большую комнату в нашей «хрущевке» под мои художества, пол которой тут же покрылся листами бумаги вперемешку с карандашами и гуашью. При этом родители терпеливо мирились с перманентным «творческим беспорядком» и не посягали на его неприкосновенность. Более того, они искренне любопытствовали, просматривая время от времени мои опусы.

Как­то мама показала книгу Некрасова, на обложке которой была изображена со спины наша бабушка. Помню мамино удивление: «До чего ж похожа! А ведь тебе было всего лет пять…». 

– Выходит, ваша творческая судьба была предопределена и, судя по всему, Венециановка тоже не случайна?

– О, да, колледж для меня не только сфера профессиональных интересов, он – огромный пласт моей жизни, мое, если хотите, счастье. Здесь мы встретились с Константином Сиротиным, полюбили друг друга и создали крепкую, дружную семью. Мой муж прекрасный художник­дизайнер, тонкий, интеллигентный человек. К слову, мы с ним из самого первого набора. Тогда, в только что открывшемся училище царила студенческая демократия. Помню, как голосованием определяли, кому достанется студенческий билет № 1, то бишь право обязательного попадания в историю нашей альма­матер. И выбрали Константина.

– Итак, ваш муж – студент № 1 училища, а вы директор № какой? 

– Номер два. До меня была Нина Степановна Костенко. Ее колоссальная заслуга в том, что она сумела создать уникальный педагогический коллектив, в котором каждый преподаватель – самобытная и одаренная личность. Атмосфера взаимного уважения и доверия надолго поселилась в этих стенах именно тогда, в 1974­м. Студенты и преподаватели свободно общались между собой, говорили то, что думали, и сообща решали, как жить и развиваться их общему дому.

– Что для вас означает директорство и как оно сочетается с творчеством?

– Прежде всего, это очень тяжелая работа, которая поглощает тебя целиком. Увы, желание творить редко совпадает с реальными возможностями. Руководить творческим коллективом – значит уметь находить золотую середину в общении с людьми. Из личного почти двадцатилетнего опыта работы на этом поприще выделила бы одно ключевое качество – терпение. Ведь у каждого, как правило, своя правда, и с этим нужно считаться. При этом, разумеется, твердо отстаивать свои позиции.

Приведу один пример. Я с трудом «выбила» деньги на обеспечение компьютерами дизайнерского отделения. За спиной слышу: лучше их потратили бы на ремонт протекающей крыши. Объяснила, что крышу, конечно, чинить необходимо, но потом, а ребят нужно учить сейчас, чтобы они были готовы к новым требованиям рынка труда. И теперь у нас современный компьютерный класс и класс­Интернет.

– А что крыша?

– Господь одобрил мое упорство: послал ураган, который снес ветхую кровлю, и нам выделили средства из резервного фонда. Так что над нами уже не каплет. 

– Что вы цените в жизни, в человеческих отношениях? И что считаете неприемлемым?

– То, что меня поддерживает в жизни, делает счастливой, можно выразить формулой – любить и быть любимой. Не важно – кого или что? Это ощущение, когда ты растворяешься в деле или в человеке и чувствуешь адекватную отдачу, испытываешь душевную гармонию. Без любви ничего не будет. А с ней – даже неудача все равно это опыт, это плюс, это стимул к развитию и совершенствованию.

Не приемлю зависть и мстительность. Особенно когда они исходят от человека, которого ценишь, которому доверяешь и считаешь своим единомышленником. Увы, были в жизни подобные разочарования в людях. Слава Богу, сама никогда никому не завидовала и не мстила. Наверное, еще и в этом мое счастье.  

Виктор ЧУДИН

Фото Юрия СУРИНА

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *