Сталинский консилиум

Музей в Красном Холме – одна из визитных карточек города. Он находится в доме, который принадлежал местному врачу Леониду Александровичу Мясникову. Его сын превзошел отца. На доме – мемориальная доска в честь Александра Леонидовича, родившегося в Красном Холме в 1899 году.

Знаменитому на всю страну кардиологу Александру Леонидовичу Мясникову было 53 года, когда его пригласили на дачу к умирающему Сталину. Академик вспоминал, что получил задание ехать к больному 2 марта 1953 года. Кроме него в машине были невропатолог профессор Н.В. Коновалов и терапевт­невролог профессор Е.М. Тареев. У Сталина уже были министр здравоохранения А.Ф. Третьяков, главный терапевт Минздрава профессор П.Е. Лукомский и еще несколько медицинских светил. Министр сообщил, что в ночь на 2 марта у товарища Сталина произошло кровоизлияние в мозг с потерей сознания, речи, параличом правой руки и ноги.

Во время заседания консилиума появились Л.П. Берия и Г.М. Маленков. Они всегда приходили и уходили вдвоем. Берия сказал врачам, что партию и народ постигло огромное горе, и выразил уверенность, что советская медицина сделает все, чтобы Сталин был жив. Он сказал, что партия и правительство абсолютно доверяют консилиуму и окажут ему любую помощь.

3 марта все газеты напечатали первое правительственное сообщение о болезни И.В. Сталина. В нем говорилось, что для его выздоровления привлечены лучшие медицинские силы страны, перечислены их фамилии и звания.

А.Л. Мясников вспоминал, что Сталин лежал грузный и неподвижный. Казался низким и полноватым. Лицо было перекошено, конечности лежали плетьми. Наблюдалась мерцательная аритмия. Давление 110 на 210, температура выше 38 градусов. Диагноз – кровоизлияние в левое полушарие головного мозга.

Весь консилиум остался возле Сталина, назначили лечение. Ночевали в соседнем доме. Каждый дежурил у больного по очереди. У вождя постоянно были его соратники: Ворошилов, Каганович, Булганин, Микоян.

А.Л. Мясников вспоминал, что Сталин все время был без сознания, иногда постанывал. Один раз показалось, что его взгляд стал осмысленным. Ворошилов, склонившись над больным, сказал: «Товарищ Сталин, мы все здесь, твои верные друзья и соратники. Как ты себя чувствуешь, дорогой?». Никакой реакции.

Утром 5 марта у Сталина началась кровавая рвота. Давление резко снизилось. Инъекции не помогали. В 21 час 50 минут Сталин умер. Как только была констатирована смерть вождя, в комнату вошли руководители партии и правительства, дочь и сын Сталина, личная охрана. В глубоком молчании стояли более получаса.

6 марта около 12 часов состоялось вскрытие. Из состава консилиума были только Мясников и Лукомский. Вскрывал профессор А.И. Струков, присутствовали президент АМН СССР Н.Н. Аничков и другие ученые. Артерии головного мозга Сталина были сильно поражены атеросклерозом, просвет их был резко сужен. Очаг кровоизлияния величиной со сливу. «Результаты патологоанатомического исследования полностью подтверждают диагноз, поставленный профессорами­врачами, лечившими И.В. Сталина. Данные патологоанатомического исследования установили необратимый характер болезни И.В. Сталина с момента возникновения кровоизлияния в мозг. Поэтому принятые энергичные меры лечения не могли дать положительного результата и предотвратить роковой исход», – сказано в заключении.

Приглашение А.Л. Мясникова на консилиум к больному Сталину – высшее признание профессиональных достоинств  этого удивительного человека, который прожил всего 66 лет.

Его отец – Леонид Александрович – в годы Первой мировой войны был главным врачом организованного им госпиталя в Красном Холме. С 1914­го по 1918­й воевал на двух фронтах. В 1899­м был избран городским головой. Благодаря его участию к городу была проведена железнодорожная ветка, открыты пожарное депо, летний театр и народный дом. Он был потрясающим провинциальным врачом и руководителем города. В семье было пятеро детей, но трое умерли. Александр начал учебу в Бежецком реальном  училище, гимназистом стал в Новом Петергофе, окончил гимназию в Тифлисе. С юности увлекался литературой и музыкой, писал стихи. Потом пристрастился к живописи, коллекционировал картины.

Хотел пойти по гуманитарному профилю и поступить на историко­филологический факультет МГУ. Но профессия отца перешла к сыну. Он оканчивает медицинский факультет Московского государственного университета. Отец сказал, что знать историю и литературу можно и врачу, Шиллер, Чехов, Конан Дойл были врачами; а в тяжелое для России время нужна конкретная практическая деятельность.

Александр Мясников стал всемирно признанным кардиологом, лауреатом премии «Золотой стетоскоп», академиком Академии медицинских наук СССР. Он написал почти 250 научных трудов,                  9 монографий, 4 учебника. Имя А.Л. Мясникова, нашего выдающегося земляка, присвоено Институту кардиологии, который он возглавлял 17 лет. Многие его ученики стали медицинскими светилами. Среди них ныне здравствующий академик Е.И. Чазов – личный врач нескольких первых лиц партии и государства. Два ученика Александра Леонидовича стали министрами здравоохранения страны.

 

Своим прославленным земляком откровенно гордится глава Краснохолмского района Виктор Журавлёв. Он лично провел экскурсию по музею, на котором увековечено имя академика медицины. Его рассказу мог бы позавидовать профессиональный экскурсовод.

Валерий БУРИЛОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *