«Кустарки» – это не ругательство, это самоназвание. Местные мастерицы, искусные в шитье в оригинальной технике «ведновской строчки», называют себя именно так.
Название идет с 1920х годов, когда появилась артель «Красная вышивальщица». Тогда артели были в моде и появлялись во всех возможных отраслях. Потом артель сменила фабрика (в 1990–2000х – филиал ЗАО «Тверские узоры»), а ныне, к сожалению, никакой организации у ведновских мастериц нет. Но сами они есть, и пока живы – сохраняется уникальность села Ведное в Рамешковском районе.
О том, что в Ведном и Кушалине есть традиционный народный промысел, помнят немногие. В современные путеводители Ведное почемуто не попадает.
Ведное – это одно из мест, где исключительно полно, как почти нигде на большой дороге, сохраняется настоящий деревенский дух. Домики с резными наличниками, палисадники и прогоны, очень целая, почти без утрат, застройка 1920х годов. Ведное можно посещать просто для того, чтобы увидеть настоящую русскую деревню.
«Ведновское кружево» – то, что давало сельским жителям возможность неплохо зарабатывать, давно превратилось в увлечение нескольких энтузиастов. Существует великолепная книга тверитянки Надежды Новожиловой «Ведновская строчка», живы мастерицы, но – спрос на их продукцию явно недостаточен.
В гости к Зинаиде Александровне Валентиновой мы с фольклористом Людмилой Михайловной Концедайло идем для того, чтобы увидеть настоящую «ведновскую строчку». В самом Ведном немногие старожилы помнят фабрику, еще не оснащенную швейными машинками. В числе немногих, кто застал то время, кто умеет работать в ручной и машинной техниках, – Зинаида Валентинова.
Зинаида Александровна оказывается обаятельнейшей бабушкой, чей чистенький дом с резными наличниками и палисадником стоит на одной из окраинных улиц села. Обитательница его встречает нас на пороге. У нее улыбка человека, смотрящего на мир добрыми глазами. А глаза – с сильно подпорченным на мелкой и кропотливой работе зрением.
Ведновская вышивка, или «строчка» – это не очень сложное с точки зрения технологии, но очень кропотливое занятие. Очень тонкие по рисунку узоры выступают красивым и легким полупрозрачным силуэтом на сетчатом фоне. Льняная ткань вручную или на машинке превращается в сетку (вытягиванием отдельных ниток), а затем полученный узор обводится (существует несколько техник). Разноцветная материя в традиционной ведновской строчке не используется. Но в белой ткани есть свое, совершенно особое благородство.
В принципе, научить этому можно и школьника, но достичь мастерства, как в любом настоящем искусстве, может далеко не каждый. Зинаида Александровна достает из своих запасов образцы. Тут великолепные вещи, великолепные даже на неискушенный взгляд. Все они – из прошлых лет. Теперь она не занимается вышивкой – слишком мелкая, для хорошего зрения, работа.
– Вы посмотрите, – Людмила Концедайло всегда готова выступить проводником народного искусства и лишний раз сказать спасибо хорошему человеку, – вышивали женщины, которые работали полный день, постоянно чтото делали по дому, стирали, готовили, ухаживали за скотиной… И ночью, вместо того чтобы спать, делали такую кропотливую работу!
– Ну, слишком тут сложного нет, – хозяйке дома явно неудобно, – нужна сноровка. До войныто все женщины в селе у нас этим занимались, ктото лучше, ктото хуже…
– А теперь?
– А теперь…
Некоторое время Зинаида Александровна перебирает в памяти, кто болееменее в силе из оставшихся. Выходит, все на счет.
В Тверском Доме поэзии 5 марта состоялся небольшой праздник для «ведновских кустарок». Его главными гостями стали сами вышивальщицы, в том числе и Зинаида Валентинова. Увидеть их было очень необычно, тем более что места, где они могли бы собраться за общей работой, сейчас нет. В Ведном нет даже музея вышивки. Если привезти туристов в Ведное, то саму вышивку, безусловную «фишку» села, показать и негде. Не говоря уже о том, чтобы выручить какойто доход.
– К большому сожалению, туристические агентства в Твери не проявляют пока достаточного внимания к ведновской вышивке, – рассказывает вышивальщица Татьяна Пирогова. – Сейчас у нас нет постоянных заказов. Например, рамешковскому народному хору я делаю несколько фартуков для сценических костюмов.
Конечно, хорошо, что рамешковский хор будет иметь костюмы, сделанные в соответствии с традицией, но это разовый заказ. Большая трудоемкость настоящей ведновской строчки является, с одной стороны, ее плюсом – это действительно великая ручная работа, достойная музея, но с другой – в условиях современного потребительского общества – огромным минусом. Зинаида Валентинова рассказывает:
– Сначала фабрику механизировали, потому что спускали план: надо столькото наволочек, столькото занавесок, столькото того, другого. И там было уже не до тонкости работы, хотя бы немного делали вышивки – и хватит, лишь бы план выполнять. А потом уж и вовсе фабрику закрыли.
– И все равно! – все наши гостьи в один голос заявляют совершенно искренне. – Была бы фабрика, мы бы обязательно на ней работали!
Нужно сказать, что традиция «ведновской строчки» не исчезает. Благодаря опятьтаки книге Надежды Новожиловой, популярно и наглядно дающей уроки народной вышивки, предпринимаются попытки обучать школьников в районе народному искусству. Но на энтузиазме, без поддержки это не может продолжаться бесконечно.
Помощь ведновским мастерицам нужна. Причем не слишком большая, даже необязательно финансовая. Информационная, административная поддержка в этом случае, кажется, будет очень важной. Приехали туристы в Тверь – есть два часа свободного времени – свезите их в Ведное и Кушалино. Приедут туристы, будет внимание – и тогда сами ведновские жители поиному отнесутся к своему традиционному промыслу.
Потому что свою малую родину они и так искренне и беззаветно любят.
Павел ИВАНОВ
Фото автора
Добавить комментарий