Учительское счастье
Она была открыта на станции Сонково в 1913 году, как школа грамоты. Через год преобразована в церковноприходскую. В 30м стала семилеткой, в 36м – средней. В 1961 году для школы было построено новое здание, которому больше полувека.
Век школы приезжал отметить вместе с учителями и учениками губернатор Андрей Шевелёв. Произнес трогательную речь, вспомнив свои школьные годы в городе Белом, подарил юбилярам стрелковый тир.
Даже по нынешним меркам торжество можно назвать грандиозным. Руководители школы во главе с Валентиной Сосновской, учителя, школьники с ног сбились, чтобы школа в вековой юбилей блистала чистотой, красотой и уютом. Гостям учительница математики Валентина Маркова раздавала разноцветные буклеты с биографией школы и воспоминаниями ее выпускников.
У Валентины Дмитриевны энергия бьет через край. Волна эмоций накатывала с такой силой, что беседа с ней под запись в блокноте ни за что бы не удалась, только под диктофон.
Сразу, еще не услышав вопрос, призналась в безоговорочной любви к детям. Хотя их любовь к знаниям весьма различна. Одни, что называется, зубами грызут гранит науки, другие считают, что учеба далеко не все решает в жизни. Стать, по их мнению, самодостаточным можно и без особых знаний, была бы сноровка, закалка, тренировка.
На вопрос, какие науки больше интересуют племя младое, незнакомое, Валентина Дмитриевна ответила: «Которые ближе к природе, а математика пугает». Учитель созналась: учить математике всех подряд до умопомрачения не нужно. Большая часть школяров к ней совершенно не расположена. Достаточно базовых знаний, которые пригодятся в повседневной жизни. Вообще главная задача школы не набить знаниями учеников под завязку, а научить их мышлению. «Я мыслю, значит, существую» – очень верно сказано. Осознавая жизнь, человек совершенствуется, а совершенство без знаний невозможно в принципе.
Интерес к знаниям начинается с интереса к учителю. Когдато, работая в Кошевской сельской школе, Валентина Маркова организовала ребятишек на строительство… памятника учителю. Надо было видеть, с каким желанием школяры выполняли столь ответственное задание! Они могут забыть многое из того, что дала сельская школа, но строительство памятника – никогда.
Энтузиазм учителя – главная движущая сила учебновоспитательного процесса. Свой благородный порыв учительница математики воплощает даже в стихотворной форме. Ее стихи ученики знают наизусть, а сама учительница готова декламировать их при каждом удобном случае, излучая врожденную жизнерадостность.
«Без оптимизма учителя в школе работать невозможно», – утверждает Валентина Маркова. Но он должен подкрепляться не только за счет внутренних резервов. Учителя тревожит, что закрываются маленькие школы, гибнут деревни, зарастает и перестает рожать земля – главная наша кормилица. Дети видят свое будущее в больших и шумных городах. И как бы педагог ни агитировал выпускников работать на селе, усилия оказываются без результата.
Обе дочери Валентины Дмитриевны окончили Тверской государственный университет. Мать мудро наставляла их пойти по школьной стезе. Одна – знаток иностранных языков, другая – математик. Попытки молодых специалистов остались попытками: зарплата низкая, с жильем проблемы, перспективы в полном тумане.
Но существует вера, что их труд, несмотря ни на какие сложности, всегда будет вознагражден сторицей: доброй и долгой памятью о школе и ее учителях.
Выпускник Александр Лебедев, который стал знаменитым хирургом, написал в своей книге: «Профессия моя прекрасна! Она приносит и горести, и радости, она может убить и возвысить, все зависит только от тебя, от твоей мудрости и больше ни от чего. Кстати, это одна из немногих чистых профессий. Их – всего три. Первая – это, конечно, учитель. Это первейший из чистых путей, где нет никакой корысти, а лишь чистое служение великой идее – учить, нести знания и опыт от прошлых поколений настоящим, сеять разумное, доброе, вечное. И они отмечены Богом, они живут дольше всех.
Вторая профессия – это врач, а третья – воин. Все остальные уже не такого чистого качества, так как в той или иной степени запачканы поиском собственной выгоды».
На 100летии школы буклеты с письмами бывших выпускников стали главными подарками. В школьном музее пронзительные строки знаменитых выпускников войдут в общую летопись школы, которой Сонковский район может гордиться.
Валерий МАРТОВ
Добавить комментарий