«Скажите, а что, машину мою увезли?» – молодой человек с ключами в руках подходит к школе в Студенческом переулке, у которой еще пять минут назад в зоне действия запрещающего знака стоял его автомобиль, а теперь стоит машина ГИБДД. Инспектор заполняет документы о задержании машины и, не глядя на хозяина автомобиля, привычно отвечает: «Да. 47-й кабинет».
Мест нет
Транспортную проблему крупных городов можно условно разделить на две: пробки и парковки. Мало добраться до места назначения, нужно еще кудато «воткнуть» свой автомобиль, причем не просто воткнуть, а – по правилам. Сделать это сегодня в центре Твери, по крайней мере, в административной ее части, невероятно сложно. Центральные улицы: Советская, Новоторжская, Володарского, Лидии Базановой, бульвар Радищева, Студенческий переулок – перегружены припаркованными авто. Найти свободное место, застать отъезжающую машину и занять ее место – это большая удача.
Но всем «карманов» не хватает, поэтому автолюбители не прочь поставить автомобиль не просто рядом с пешеходным переходом, например, но и прямо на нем, в зоне действия знака «Остановка запрещена», на стоянке для инвалидов или на остановке общественного транспорта. Скажем сразу, делать так на перечисленных улицах – это верный способ после работы ехать не домой, а заслуженно – на штрафстоянку.
Тверское управление ГИБДД усиленно работает именно по центру, потому что отсюда поступают главные жалобы: не разъехаться. Тверь сегодня задыхается изза нехватки парковочных мест, поэтому проблема перестает быть сугубо проблемой нарушителей. Автолюбители справедливо возмущаются: на улицах появляются новые запретительные знаки, но новых парковочных мест не оборудовано. Куда ставить автомобили? Друг на друга?
Администрация Твери о проблеме знает, однако решить ее при дефицитном бюджете сложно. По словам представителей администрации, просто взять и сделать дополнительные парковочные «карманы» нельзя. Это возможно лишь в случае капитального ремонта дороги, где в техническом задании на ремонт будет предусмотрена парковка, если для нее есть место.
Понятно, что капитально ремонтировать центральные улицы – значит поставить город в пробки. Это раз. И все равно расширять проезжую часть для парковок некуда – слишком плотная застройка. Это два.
По словам участника общественной организации «Лаборатория удобный город» Александра Егорова, решение столь сложной проблемы требует комплексного подхода:
– На наш взгляд, решение проблемы возможно путем постепенной реализации продуманной городской целевой программы, например такой: «Оптимизация парковочного пространства Твери».
Такой программы в областном центре нет, и когда будет, неизвестно.
«Работает эвакуатор»
Старший лейтенант Дмитрий Лебедев – единственный инспектор ГИБДД, который работает по эвакуации. Среднее количество автомобилей, покидающих в сутки «незаконные» места на эвакуаторах, – около двадцати. Время «захвата» одного автомобиля – пять минут. У ГИБДД заключен контракт с частной компанией, которая предоставляет полиции два эвакуатора. Совсем скоро появится и третий.
– Ночью мы тоже работаем, но, как правило, по информации коммунальных служб, которые предупреждают нас о маршрутах своего уборочного транспорта, – говорит Дмитрий и объясняет, что нужно делать, если вашу машину все же эвакуировали.
Вопервых, необходимо убедиться, что машина задержана, а не угнана. По звонку 02, где диспетчер связывается с дежурной частью, а потом непосредственно с инспектором, вы получаете ответ: да, ваша машина задержана.
Отметим сразу: для возврата машины вам предстоит заплатить не только штраф, но и таксу за эвакуацию и хранение. Плюс штраф от 1000 до 2000 рублей. Узнав о таких суммах, автовладельцы буквально хватаются за голову и комментируют свое положение энергичным словом.
Дмитрий Лебедев привык. Были случаи, когда автовладельцы буквально набрасывались с кулаками, пытались чтото доказать. У Лебедева с собой всегда фотоаппарат (он фотографирует авто перед эвакуацией) и два железных аргумента: Кодекс об административных правонарушениях и закон Тверской области от 28 июня 2012 года № 49ЗО «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств».
Если владелец автомобиля успел прийти до момента, как эвакуатор с автомобилем тронулся с места, он имеет право получить автомобиль назад, отделавшись штрафом. Вернуть уехавший эвакуатор с машиной уже нельзя.
При погрузке машины сигнализация срабатывает редко, поэтому чаще автовладельцев ждет на улице сюрприз в виде пустого места на дороге, испорченных планов на ближайший деньдва и удара по кошельку. Эти меры явно становятся для автовладельцев уроком и… очередным поводом бросить камень в огород организации парковок в переполненном городе.
Как действовать, если ваш автомобиль отправился на штрафстоянку? Вам предстоит направиться в областное управление ГИБДД (Тверь, Волоколамский проспект, 7), где вы получите постановление об административном правонарушении и все необходимые печати и документы для того, чтобы на стоянке вам выдали вашу машину.
Всего, по данным ГИБДД, в Тверской области действует 19 специализированных стоянок, работает 28 эвакуаторов. Единственная в Твери штрафстоянка расположилась в Больших Перемерках, дом 6, строение 1. Работает она круглосуточно. Там вы предоставляете все документы, оплачиваете время простоя и транспортировку, после чего забираете автомобиль.
– К сожалению, организовать на территории Твери работу большего количества специализированных стоянок в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием организаций, имеющих достаточное количество мощностей для осуществления эвакуации транспортных средств, а также хранения задержанного транспорта, – сообщили в ГИБДД.
Это компенсируется тем, что для Твери планируется приобрести двадцать комплексов видеофиксации нарушений правил парковки. По самым свежим данным ГИБДД, в случае поддержки со стороны депутатского корпуса Законодательного собрания Тверской области эти комплексы установят уже в нынешнем году.
Уроки и мораль
Ситуация как с парковками, так и с организацией эвакуации в Твери далека от идеала. Здесь и высокие тарифы, и неудачное расположение стоянок, и еще много того, что делает жизнь нарушителя хуже, чем тяжесть его нарушения. А главное – постепенное увеличение факторов, приводящих к нарушениям. Нарушителей защищать не станем (хамства и наглости с их стороны катастрофически много), но объективно с каждым годом их будет становиться все больше. Все больше будет автомобилей и запрещающих знаков – и все меньше мест, где можно оставить машину.
ГИБДД и общественники неоднократно поднимали эту проблему, высказывая на различных круглых столах и форумах свои замечания и предложения. По мнению общественников «Лаборатории удобный город», препятствия к решению проблемы многочисленны: это отсутствие у многих чиновников желания чтолибо менять и делать, слабая активность жителей Твери в решении городских проблем, недостаток компетентных кадров в транспортной сфере, отсутствие плана развития транспортной системы города и транспортной модели города, игнорирование научного моделирования при любых нововведениях и многоемногое другое.
Между тем, увидев эвакуатор около школы, выбегали автовладельцы, садились в свои машины и торопились их переставить или вовсе уехать. Через пять минут территория у школы стала свободной.
– Вот не хотят они пешком ходить, никто ведь на набережной не ставит, все едут сюда, – не понимает Дмитрий Лебедев. – А когда мы заберем, все равно пойдут пешком. Где смысл?
Смысл не находится, зато прибегает молодой человек и испуганно вертит головой:
– А что, мою машину эвакуировали? Что же мне теперь делать?
– Кабинет 47.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Фото Юрия СУРИНА
Добавить комментарий