Тюльпан в казахской степи

«Тюльпан» – первый опыт в игровом кино известного российского документалиста Сергея Дворцевого. Было время, когда документалистика Дворцевого вдохновляла молодых авторов буквально на подвиги. Его самые известные ленты «Хлебный день», «В темноте», «Счастье» – это картинки простой и невероятно сложной жизни обычных людей.

Дворцевой ушел из документального кино, не выдержал того самого этического перелома, который рано или поздно происходит с каждым настоящим документалистом, когда кино уже неотделимо от жизни. Эту грань перешел гуру российской документалистики Виктор Косаковский, а Дворцевой ушел в игровое кино. И «Тюльпан» показал: игровое кино может быть до предела честным и реалистичным.

Сюжет «Тюльпана» сложно пересказать, настолько он прост. Молодой казах Асхат возвращается из армии в родные степи. Он – гордый моряк­тихоокеанец с нарисованной на гюйсе мечтой о собственном кусочке рая в степи со своим хозяйством, спутниковой антенной на 900 каналов и семьей. Но у Асхата есть проблема. В степи всего одна девушка, и он ей совсем не нравится. Без жены мечты Асхата стать чабаном несбыточны, и он делает все, чтобы завоевать сердце строптивой красавицы.

Казахская степь для Дворцевого – это его дом и муза. Дебютная документальная лента «Счастье» повествовала именно о простой жизни казахов­кочевников – тех, кто для Сергея ближе всего, кого он видел с самого детства и которых знает. У казахов сейчас есть тенденции к тому, чтобы выглядеть максимально по­европейски, тянуться к Западу, но Дворцевой упрямо показывает настоящую степную жизнь.

В «Тюльпане» есть прямые переклички со «Счастьем». Именно идея о мирной жизни и любимом деле – это квинтэссенция мыслей героя. Только в цвете.

Те, кто прощался с Дворцевым, выдохнули. Он не ушел. «Тюльпан» снят в лучших традициях авторского кино: долгие, идеально выстроенные композиции кадров, возможность насладиться звуками. Фильм не выходил в русском дубляже, на русском говорят только два человека, все остальные по­казахски, но смысл ловится легко.

Тема родины для Дворцевого все же привычна, он детально рисует быт казахов, любовно демонстрирует их публике и говорит: они хоть и хотят тянуться за западной модой, подражать европейским привычкам, но делают это не по­настоящему, потому что «Boney M» в бесконечной степи – это все­таки гротеск, а не мода.

После тяжелых документальных картин «Тюльпан» – очень светлое кино. Фильм снимался четыре года в степях Бетпак­Далы, Южно­Казахстанская область. Пост­продакшн проходил в Германии, Швейцарии и Польше. Дворцевой подошел к своей картине поистине ювелирно, героические старания оператора и моей почти однофамилицы Йоланты Дылевска дают картинку, которая в хмурые дни особенно привлекательна: степная гроза, буран, пыльные бури, золотые зубы Бони и торчащие уши Асхата – главной причины «нелюбви» к нему загадочной Тюльпан.

Дворцевой утверждал, что оставил документалистику навсегда. Уже шесть лет он занимается съемками своей новой картины «Айка». Это снова игровое кино, которое должно выйти в 2014 году.

 

Феномен Дворцевого – уникальный опыт для тех, кто стремится к непричесанной правде. Если хотите открыть для себя новое имя в кино, посмотреть «Тюльпан», не поленитесь, посмотрите прежде документалистику режиссера, чтобы отчетливо понять его непростой выбор.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *