Человечество в многовековом развитии прошло эпохи Античности, Средневековья, Возрождения (когда античность стали соотносить с новыми потребностями общества), век Просвещения (17-18 века, когда широкое распространение получило научное познание, в том числе для обоснования общественного прогресса), век Рационализма (19-20 века, когда провозглашалась ведущая роль разума, науки не только в познании, но и в практической деятельности людей).
Эпоха Рационализма недооценила роль современной этики как наднауки, входящей в содержание каждой из существующих наук на стадии перехода от теории к практике, при внедрении научных достижений в производство и общественную жизнь. Короче говоря, рационализм не использует или недооценивает моральные соображения в научных исследованиях. И потому развитие науки и техники идёт в направлениях, определяемых не моралью, а наибольшими объёмами финансирования, например, по пути милитаризации.
В результате получилось, что величайшие достижения человечества — развитие науки и научно-техническая революция – стали использоваться в античеловеческих, аморальных целях- производстве оружия массового уничтожения — атомного, химического, биологического, психологического, информационного, пропагандистского. Так что научно-техническая революция не принесла людям ожидаемого счастья. В связи с этим академик С. Капица писал, что «проблема ядерного оружия не только техническая. Это ещё и проблема человеческого сознания и воспитания». (С. Капица «Культуру надо насаждать! Даже силой…». «Аргументы и факты», №7, 13-19 февраля 2008 г.).
Недооценка морали в эпоху Рационализма сказалась и в том, что при выдвижении руководителей государств почти никогда не обращалось внимания на нравственный облик кандидатов. Это часто позволяло и позволяет приходить на вершины власти отъявленным подлецам, совершавшим чудовищные преступления против собственного народа и народов других стран. Примером могут служить кровавые внутренние, междуусобные, межгосударственные, колониальные и захватнические войны европейских правителей. И главным среди них стоит Гитлер, который в политических целях освободил немецкую нацию от морали.
Да и в более поздней истории было много выдающихся политических деятелей, которых можно назвать интеллектуальными гигантами, но которые проявляли полное отсутствие моральных ограничений и ради своих политических замыслов шли на чудовищные поступки.
Так выяснилось, что лидерам Верховного Совета России в 1993 году были чужды такие понятия, как культура компромисса и уважение к чужому мнению. Они захотели поменять власть силой, на что получили мощный силовой ответ с танковой стрельбой по парламенту. Тем самым политические деятели страны получили поучительный урок: власть можно менять только на выборах, а самим нужно быть не только талантливыми и образованными, но и моральными, т.е. строго придерживаться моральных норм, принципов высокой нравственности.
Надо сказать, что и рядовые граждане до настоящего времени наиболее авторитетными считают тех умных деятелей, которые находят удачный выход из безвыходных ситуаций за счёт использования неправедных путей, аморальных средств и способов действий.
В то же время мировая практика показала, что наибольшую пользу обществу приносят только действия, построенные на базе высокой морали, цивилизованных правил поведения. Моральное же падение общества грозит ему самоуничтожением по причине углубления массового аморализма – разрушения семьи, однополых браков и т.д.
Вот почему для спасения человечества в 21 веке необходим переход в новую эпоху — эпоху Морализма, т.е. возвышения над всеми науками и над всей практической деятельностью современной этики — науки о морали и нравственности, моральной философии, которая в наше время получила глубокую теоретическую разработку и научное обоснование своих главных положений.
Её центральными понятиям являются счастье и мудрость (греч. «софия»), причем настоящее большое счастье порождается мудростью.
Мудрость означает глубокое познание сущности явлений и процессов, происходящих в мире, соединенное с пониманием моральности действий, т.е. их оценкой с точки зрения пользы или вреда людям. Она учит предусмотрительности, способности в предвидении сложных ситуаций принимать своевременные решения об упреждающих действиях гуманистической направленности с анализом их прямых результатов и косвенных (опосредованных) последствий.
В эпоху Морализма все процессы управления должно перейти к мудрым деятелям, которые не попадают в безвыходные ситуации, поскольку всегда руководствуются высокой моралью, идут праведными путями, используют только разрешенные моралью средства и способы действий.
Для перехода в эпоху Морализма нужны три вещи: 1) всеобщее этическое просвещение, 2) моральное воспитание на протяжении всей жизни человека и 3) нравственное оздоровление общества путём самоосвобождения людей от вредных привычек и укрепления собственной силы воли.
В связи с этим я полагаю, что заключительными главами всех учебных предметов в школе и вузах должны быть разъяснения того, как знания данного учебного курса должны применяться на практике. Глава «Этика применения достижений данной науки на практике» обязаны показывать, что здесь можно делать и чего нельзя в интересах человека и общества. Если этого не сделать или на это не обратить внимания, то достижения научно-технического прогресса так и будут использоваться в античеловеческих, убийственных целях.
Руководитель любого уровня обязательно становится специалистом по этике на стадии принятия и реализации решений, когда задумывается над этическим вопросом: какую пользу и какой вред от исполнения данного решения, его прямых результатов и косвенных последствий получат всё общество и рядовые граждане.
Любой рядовой гражданин в повседневной жизни при выборе линии поведения необходимо решает этические вопросы: правильно ли я поступаю, не навредит ли мой поступок другим людям и мне самому, во что выльются мои действия, каким могут быть косвенные последствия достигнутого мной результата.
Регулирующая роль морали состоит в том, что она обеспечивает самоуправление человеком самого себя, собственное регулирование своих поступков и поведения, осмысление не только прямых результатов своих действий, но и отдаленных последствий.
А начинать всё нужно с принятия соответствующего федерального закона о возрождении на новой идейной основе детских, юношеских и молодёжных организаций для морального воспитания и нравственной закалки подрастающего поколения, чтобы оно не поддавалось, например, коррупции и нравственным слабостям.
Как коррозия отступает перед нержавеющими материалами, например, специальной сталью, так и коррупция бессильна перед честными и кристалльно чистыми людьми, получившими такое воспитание и имеющими такую внутреннюю мотивацию поступков, при которой их нельзя купить или сломать даже под угрозой самой жизни.
Сейчас всё настойчивее выдвигается необходимость предварительного изучения и оценки моральных и управленческих качеств у всех (без исключения!) претендентов на государственные и муниципальные должности, их способности к высшей мудрости.
Для подбора руководящих кадров вполне возможно комплексное применение научных методов оценки управленческого потенциала кандидатов. В регионах есть возможность решениями губернаторов создавать из достойных и авторитетных преподавателей вузов с учёными степенями и званиями (ведущих исследования в области управления, философии, социологии, психологии, права и других общественных наук) групп независимых экспертов для оценки развития у кандидата:
а) моральных качеств (в том числе честности и совестливости, дисциплинированности и чувства долга, скромности и тактичности),
б) управленческих способностей (глубины и системности мышления, организаторских способностей, силы воли, инициативности и бережливости),
в) управленческой подготовленности (знание рекомендаций науки управления и умение применять их на практике, знание должностных обязанностей и умелое их выполнение, умение выявлять значимые проблемы, ставить реальные цели и формулировать назревшие задачи, умение принимать обоснованные решения, предвидеть результаты и косвенные последствия их исполнения, умение доводить принятые решения до наилучшего практического результата),
г) управленческих навыков (личной организованности, умения хорошо организовать дело, способности понимать людей и использовать лучшие их качества, умения работать с коллективом (в том числе создавать тёплый психологический климат), объективно анализировать достигнутое и делать верные практические выводы).
Все эти качества можно выявлять методами:
1) системного изучения юристами всего набора документов о кандидатах на назначаемые и выборные должности: личного дела, сообщений прессы, открытых и закрытых документов и т.д., чтобы как можно точнее отделить в них правду от лжи,
2) проведения социологами массовых опросов и индивидуальных интервью окружения кандидата (руководителей, коллег, подчинённых и клиентов) на всех этапах его карьерного роста, а также методов внешнего и включенного наблюдения,
3) использования психологических тестов для выявления моральных качеств, управленческих способностей кандидатов к системному и творческому мышлению с помощью методов решения логических задач и практических проблем («мозгового штурма», «обсуждения сценариев» и др.),
4) оценки специалистами-управленцами рефератов и результатов индивидуальных собеседований с кандидатами по ключевым проблемам управления, их умения четко определять содержание принимаемых управленческих решений.
В будущем сверхмощные томографы смогут выявлять у людей главные умственные способности, что позволит включать в состав правящей элиты молодых людей (с 25 лет), получивших высшее образование, прошедших армейскую службу (в том числе и девушки).
В любых случаях научные методы оценки управленческих качеств позволят избавиться от многочисленных рисков произвольного (часто субъективного и неудачного) выдвижения руководителей, дадут возможность принимать осознанные и обоснованные решения по кадровым вопросам.
Затраты на реализацию этой довольно сложной методики на практике полностью окупятся эффективностью управленческих решений и положительными достижениями органов управления всех уровней.
Валентин Кодин, доцент
Добавить комментарий