«А когда следующий поезд? Кто-нибудь знает, когда идет следующий «Сапсан» на Москву?» – такими словами заканчивалась встреча Максима Шевченко с тверской аудиторией.
Серьезный человек в сером пиджаке обеспокоенно смотрит в зал, где про «Сапсан» не знают и оттого растерянно переглядываются. Гостю приходится уезжать – нужно поторопиться на рейс. А жаль, ведь встреча получилась интереснейшая.
Когда Максим Шевченко вышел к собравшимся и представился, зал заволокло почтительным официозом: член президиума совета по межнациональным отношениям и совета по правам человека при Президенте РФ, руководитель комиссии по межнациональным отношениям общественной палаты Москвы, ведущий федерального Первого канала, известный тележурналист.
Максим Шевченко прибыл в Тверь, чтобы выступить с докладом на тему, которая его понастоящему волнует: «Роль массмедиа в формировании взаимоуважения, чувства согражданства, общенационального самосознания». 12 ноября на семинаре в библиотеке Тверского государственного университета деятели культуры и представители власти обсуждали острую тему гармонизации национальных отношений и профилактики межэтнических конфликтов.
– Я рад быть на родной мне Тверской земле. Я часто здесь бывал и в советское время, и в девяностые годы. В деревне Летнево Рамешковского района у меня жил близкий друг, – с ходу расположил к себе тверитян Максим Шевченко.
Ему охотно веришь во всем: то ли действует сила убеждения, то ли умение так подать информацию, но всё, что говорит Шевченко, четко отпечатывается в сознании.
Выглядит он исключительно серьезным. И улыбнулся за час своего выступления лишь пару раз, очень сдержанно. Глядя на него, понимаешь: этот человек твердо определился со своей позицией и научился держать любой удар.
Обратимся к биографии Максима Шевченко. После окончания школы с углубленным изучением немецкого языка он учится в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе, где осваивает навыки конструирования микроэлектронной аппаратуры. Позднее в МГУ и в Институте стран Азии и Африки слушает курс лекций по истории культуры и по арабскому языку. Став журналистом, пишет на религиозную тематику в «Независимой газете», часто выезжает в «горячие точки». За время специальных командировок побывал в Афганистане, Чечне, Дагестане…
Повидав разные стороны жизни, культуру и людей из таких разных миров, Максим Шевченко выработал для себя четкую позицию по наболевшему межнациональному вопросу. Свое кредо он формулирует так: «Растворение в истории – это утрата личностного начала для представителей малых народов. Я считаю, что мы, русские, обязаны задавать параметры диалога с ними, мы должны вкладываться в защиту малых народов России: их культуры, языка и веры. Мы должны проявлять в этом дружелюбие. В этом наша историческая задача по сохранению великого государства, которое построили наши предки».
Эксцентричный политик Владимир Жириновский в телепрограмме «Поединок», посвященной межнациональному вопросу, разгорячился на столь явственно обозначенную позицию Шевченко и почти перешел на оскорбления. Шевченко себе подобного не позволил. Он и здесь, при очевидном «проигрыше» своей миролюбивой в национальном вопросе позиции, отстаивал свою точку зрения: «Терроризм можно победить лишь исполнением законов и соблюдением прав всех граждан Российской Федерации».
«Огнем и мечом» нельзя решать никакие вопросы, призывает журналист:
– Я считаю, что любые предложения по ограничению граждан РФ исходя из их национальной, расовой и религиозной принадлежности являются фашистскими и – прямым пособничеством терроризму.
Записи выступлений Шевченко в телеэфирах широко представлены в социальных сетях, в том числе на YouTube. И к этим записям очень много комментариев, причем самых разных: от безоговорочной поддержки до ругани со сквернословием. Но ответных резких атак вы в сетях не найдете.
– Мне сказали, здесь очень хотят со мной спорить. Давайте, – предложил Шевченко на встрече в Твери.
Звучит вопрос:
– На Кавказе существует практика разрешения конфликтов, так сказать, посемейному…
Максим не дослушивает:
– Такая практика существует у всех нормальных людей. Прежде чем бежать в полицию, нормальные люди всегда стараются почеловечески договориться. Если же речь идет о кровной мести, то она, безусловно, нарушает законодательство Российской Федерации, но всегда будет присутствовать в жизни малых народов. Кровная месть – защита от внутреннего самоистребления. Она продуцирует не кровь, как это ни странно, а то, что человек десять раз подумает, прежде чем совершить преступление. Вина за него падет не только на преступника, но и на его род. Я являюсь противником кровной мести, но считаю, что ее невозможно искоренить.
Максима Шевченко можно называть идеалистом или даже утопистом, но его миролюбивые теории должны быть услышаны:
– Мне кажется важным, чтобы люди с ясным самосознанием, люди патриотического и националистического в хорошем смысле этого слова настроя вменяемо и внятно выстраивали парадигму развития страны. Пусть народы тянутся к России потому, что мы выступаем за политическую культуру развития, а не оттого, что у нас самые большие пушки и самые страшные танки.
Наталья КАПРАЛОВА
Фото автора
Добавить комментарий