Редко когда в интервью или на прессконференциях легендарному велогонщику не задавали бы вопрос: «Какую победу вы считаете самой дорогой для себя?». И Капитонов неизменно называл две таких победы – первую, когда еще мальчишкой выступал за заводскую команду, и вторую, легендарную, одержанную на Олимпиаде в Риме.
Хотя с детства Виктор Арсеньевич мечтал стать конькобежцем. Более того, он весьма успешно занимался в калининской «Планете» в секции «скороходов», был даже чемпионом Москвы на дистанции 500 метров. На велосипеде тренировался летом, чтобы сохранять форму, а зимой вновь вставал на коньки. Както ему, слесарю вагоностроительного завода, пришлось постоять за честь коллектива в велосипедном кроссе. И в 17 лет Капитонов выиграл чемпионат области, обошел всех взрослых мастеров. Неожиданная победа заставила отложить коньки и подругому взглянуть на изобретение немецкого барона Карла фон Дреза. Тогда, по его же собственному выражению, всерьез «взялся за руль» и не отпускал его больше. Через пятнадцать лет в Риме настал его звездный час. До этого Капитонов побывал в Австралии на XVI Олимпиаде, выступал на чемпионате мира, в нескольких крупнейших велогонках. Везде шел в группе лидеров, и всегда чтонибудь да мешало ему финишировать первым.
Каждая серьезная гонка была для него испытанием стойкости. Он упал в олимпийском Мельбурне и проколол шину на самом финише чемпионата мира. Получив заветный приз «Горные козлы» за лучшие результаты на самых крутых этапах и голубую майку лидера на велогонке Мира, Капитонов уже на равнине умудрился изза неисправности машины растерять все свое преимущество и пришел всего лишь третьим. Было от чего прийти в отчаяние! Когда же на велогонке Мира 1959 года Капитонов уже на первом этапе упал на бетонку, его падению почти никто не удивился. Осмотрев Виктора, немецкий врач только махнул рукой: «Все, откатался!».
Такого же мнения придерживался и его коллега из советского посольства. Однако тренер Леонид Шелешнев лишь пожал плечами: «Это он будет решать сам». И Капитонов продолжил гонку.
Позже Виктор Арсеньевич скажет: «Чтобы достичь успеха и в спорте, и в жизни, человеку нужны три «Т»: талант, терпение и труд. Талант без труда не проявится. И надо терпеть все невзгоды, которые бывают в жизни…». Эта формула успеха от Капитонова универсальна на все времена.
На XVII Олимпийских играх в Риме, в командной гонке Капитонов становится бронзовым призером. Гонка проходила в сорокаградусную жару. Не выдержав напряжения, спортсмены, а то и целые команды сходили с дистанции. Примерно в середине ее вдруг покачнулся в седле и упал на обочину молодой датчанин. Через несколько часов он умер в госпитале от солнечного удара.
В этом пекле всего несколько секунд проиграли мы немцам, завоевавшим серебряные медали. По выражению одного из наших гонщиков, советской команде не хватило до «серебра» всего лишь… четырех кружек воды.
Ну а затем пришло время той самой знаменитой 175километровой гонки. То, что произошло за круг до ее конца, аналогов в истории спорта не имеет. Капитонов начал финишировать, не видя щита, на котором вывешивалась цифра, означавшая оставшиеся круги (ее заслонили многочисленные болельщики). Он пересек черту и победно вскинул руки. Перестав крутить педали, спокойно катился вдоль трассы, недоумевая, почему никто не приветствует его. И тут тренер сообщил, что Виктор жестоко ошибся и надо ехать еще круг… Ливио Трапе тем временем ушел вперед метров на 500… А дальше опять случилось невероятное.
Из книги Виктора Капитонова «Ради этого стоит жить»:
«Я бросился за итальянцем и за двадцать метров вплотную сблизился с ним. Но когда я уже поравнялся с Трапе, он закрыл мне дорогу. И я рванулся вправо, туда, где соперник не мог мне помешать. Скорость была сумасшедшей. В глазах все слилось. Раскаленный ветер хлестал в лицо. Рядом стонал и хрипел Трапе. Наш бешеный танец приближался к концу. Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, что бы я делал, окажись вторым».
Итальянские болельщики подхватили Виктора на руки и понесли вместе с велосипедом. Да что там говорить, это был триумф! Недаром французский журналист передал в свою газету сразу же ставшую исторической фразу: «С победой советского офицера Виктора Капитонова Россия вошла через парадную дверь в цитадель большого международного велоспорта».
«Что вы получите за свой блистательный подвиг?» – спросили Капитонова сразу же после его изумившей всех победы в Риме. «Самое большое, что можно получить в моей стране, – ответил Виктор Арсеньевич, – это уважение и признание людей, которые сделали все, чтобы я и мои товарищи могли заниматься спортом».
Мало кто знает, что это римское чудо Капитонов сотворил на туристическом велосипеде фирмы «Чинелли» – любительском «байке» почтальонов, обычном ширпотребе. На профессиональную машину у отечественной федерации денег тогда не было…
…Однажды Виктор Капитонов, вернувшись в свою московскую квартиру с очередной Олимпиады, обнаружил в почтовом ящике большой конверт со штемпелем города Калинина. В нем была афиша: «Впервые в Калинине будет проведена велогонка по улицам города на приз нашего земляка, олимпийского чемпиона по велоспорту, бывшего слесаря вагоностроительного завода Виктора Капитонова. Призы будет вручать главный тренер сборной СССР В.А. Капитонов».
– Без тебя тебя женили? – засмеялся его отец Арсений Матвеевич, который приехал из Калинина, чтобы поздравить сына с победой советских велогонщиков на олимпийской трассе под Монреалем (1976 год).
– Собирайтесь, едем, – сказал Капитонов своим родным. – Это хорошее дело, когда улицы города на один день становятся стадионом.
С той поры Всероссийская гонка имени Виктора Капитонова регулярно проводится на Тверской земле. Нынешний год не стал исключением: гонка стартовала 7 августа, на площади у обелиска Победы. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Москвы, СанктПетербурга, Сестрорецка, Самары, Пензы, Ясногорска, Краснодарского края, КабардиноБалкарии. Также были представлены гонщики из Казахстана и российских профессиональных команд «Катюша» и «Русь»…
А теперь информация не только к размышлению, но, хочется верить, и к действию: тверских спортсменов среди участников этой гонки не было.
ДОСЬЕ
Капитонов Виктор Арсеньевич. Родился 25 октября 1933 года в Калинине (Тверь). Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР. ЦСКА (Москва). Завоевал первую в истории отечественного велоспорта золотую олимпийскую медаль на Играх1960 в Риме. Бронзовый призер в командной гонке на 100 километров (Олимпиада1960). Неоднократный чемпион СССР (1956–1962) и 4кратный победитель велогонки Мира. Тренер сборной команды шоссейников (1969–1985). Подготовил 13 олимпийских чемпионов и 13 чемпионов мира. Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина (единственный из гонщиков). Умер 2 марта 2005 года.
Виктор ЧУДИН
Добавить комментарий