Где взять деньги?

Как  нынешний 2013 год, так и грядущий 2014-­й принципиально важны для бюджетной политики Тверской области. Дело в том, что теперь региональный бюджет формируется с наименьшим, насколько это возможно, дефицитом. Подобная экономия стала неизбежной из­за большой суммы внешнего долга. Увеличивать шлейф заимствований просто неразумно. Область учится жить по средствам, эффективно используя каждый рубль. Сможем ли мы выжить за счет собственных средств? Ведь федеральные финансовые потоки в регион тают на глазах. Да и долги надо отдавать. Не пострадают ли от этого социально незащищенные слои наших граждан, как будет развиваться сфера здравоохранения, образования, экономики, да и область в целом? Ответы на этот и на многие другие вопросы – в проекте областного бюджета Тверской области на 2014 год, который окончательно формируется как раз в эти дни.

 

Идти на опережение

Чтобы более ясно представлять картину с областным бюджетом будущего года, стоит вернуться на год назад, когда власть нашего региона сработала, так сказать, на опережение. По решению губернатора Андрея Шевелёва  бюджет­2013 впервые готовился в рамках государственных программ. Что это дало? Ряд важных плюсов, так как финансирование в рамках программ означает четкое и грамотное планирование средств по определенным направлениям.

Среди основных принципов формирования бюджета региона уже в 2013 году были повышение эффективности расходов, создание условий для повышения качества оказания государственных услуг, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса и многое другое. Бюджет был разработан на основе 26 государственных программ по трем направлениям социально­экономического развития региона: «Новое качество жизни» (11 программ), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (6 программ), «Эффективное государство» (9 программ).

Федеральный бюджет официально переходит на формирование на основе государственных программ только сейчас, в 2014 году, но в Тверской области этот подход уже опробован и принес свои положительные плоды.

Как считают специалисты, в 2013 году стало легче администрировать расходы (ведь формирование бюджета по государственным программам подра­зумевает более концентрированное распределение денежных средств), легче оценивать выполнение задач. Выступая в числе новаторов в России, наш регион реально начал учиться жить по средствам, экономя каждый рубль.

Очень важно, что в 2013­м в области снизились темпы наращивания госдолга. Причем значительно. Дефицит составил 3 миллиарда рублей – в три раза меньше, чем в 2012 году. Напрашивается вопрос: а нельзя ли вообще региону прожить без долгов? Председатель постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по бюджету и налогам Константин Буевич с сожалением констатирует: федеральный центр из года в год сокращает финансовую помощь бюджету Тверской области, причем более быстрыми темпами, чем растут наши доходы. А в 2015 году эта помощь сократится до минимума. Выход один – привлекать в регион инвестиции, создавать новые рабочие места, зарабатывать самим.

 

Можно ли прожить без дефицита?

Проект областного бюджета Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов уже прошел первые публичные слушания. Министр финансов Ирина Северина считает, что проект вполне реалистичный, в нем сохранены все ключевые позиции нынешнего года.

В первую очередь следует отметить социальную направленность бюджета. На эту сферу пойдут 70 процентов всех расходов. И еще одна важная деталь. Областной бюджет по­прежнему формируется и будет исполняться на основе государственных программ (их 27). На их финансирование в следующем году предусмотрено 98,7 процента общей суммы расходов.

Общественность высказывает опасения в связи с наличием дефицита бюджета: все­таки более двух с лишним миллиардов рублей. Почему дефицит нельзя сгладить, ведь работаем по­новому, по госпрограммам?

Ответ лежит на поверхности. Как считает Ирина Северина, во­первых, в проекте бюджета дефицит значительно ниже, чем в 2013 году; во­вторых, совсем без займов пока обойтись невозможно. Собственных средств в бюджете недостаточно, а необходимо профинансировать и обеспечение многодетных семей земельными участками, и развитие газификации в сельской местности, и реконструкцию детских садов… Иными словами, доходы пока просто не покрывают насущных расходов. Ситуация меняется в лучшую сторону, но не так быстро, как хотелось бы.

 

Черный нал –  в отставку

Можно ли все­таки прожить без дефицита? На эту тему уже немало не только сказано, но и сделано. Вот, например, цифры, которые приводит министр экономического развития Тверской области Игорь Козин: темпы роста промышленного производства в нынешнем году составят 107,4 процента – во многом благодаря вводу экскаваторного завода «Хитачи» и предприятия фирмы «PAROC» в Конаковском районе. Приносит свои плоды и работа регионального Правительства по привлечению инвестиций. Инвестиционный портфель Тверской области на сегодняшний день составляет более 200 миллиардов рублей. По прогнозам министерства экономического развития, средняя заработная плата, например, по экономике к 2016 году увеличится с сегодняшних 22 тысяч до 30 тысяч рублей. Как видим, промышленность развивается, об инвестициях, на которые делается большая ставка, Правительство области не забывает и усиленно работает в этом направлении. Просто за пару лет накопившийся груз долгов не сбросишь по мановению волшебной палочки. И с дефицитом бюджета пока придется мириться.  

 

Считать каждый рубль

Не за горами тот день, когда представительные органы муниципалитетов будут принимать свои бюджеты. И здесь также настроены в первую очередь рассчитывать на свои силы. Главный принцип бюджетной политики, от которого уже никуда не деться, – умение не только тратить, но и зарабатывать. Если в прошлые годы с финансированием помогал федеральный бюджет, то теперь адресная инвестиционная программа реализуется за счет областных финансов. И в первую очередь поддержка будет оказана тем муниципалитетам, которые развиваются, сокращают свои издержки, административно­хозяйственные расходы. Это, например, прекрасно понимает глава Ржевского района Валерий Румянцев. Он управленец с большим стажем, и специфика бюджетного планирования ему досконально известна. При разработке районного бюджета ставка в Ржевском районе делается не на какие­то прямые денежные вливания, а на  добавку из областного бюджета к муниципальному по важнейшим направлениям развития.

– Сегодня недостаточно средств выделяется для повышения эффективности агропромышленного комплекса, – считает Валерий Румянцев. – Если говорить об особенностях района, то к празднованию 70­летия Победы многие братские захоронения требуют улучшения содержания. Требуется финансовая помощь из области на ремонт водопроводных сетей, ограждение территорий школ…

Впрочем, стоит ли оглашать весь список? Умный и рачительный хозяин всегда знает, на какую помощь может рассчитывать, а с какими проблемами придется справляться самому. И на муниципальном уровне научились считать каждый рубль. На молочные реки и кисельные берега никто не надеется. Еще раз напомним мнение разработчика бюджета, министра финансов Ирины Севериной: «Мы имеем на руках вполне реалистичный проект областного бюджета». Проект главного финансового документа уже в  комитетах областного парламента, после детального обсуждения он будет вынесен для принятия в первом чтении.

 

 

Экспертное мнение

Александр Бутузов, заместитель председателя общественной палаты Тверской области:

– Каждый третий рубль в бюджет приносит налог на доходы физических лиц, а это неправильно, надо в корне  менять бюджетную политику. В первую очередь, более быстрыми темпами реанимировать нашу экономику, создавать новые источники налоговых доходов.

 

Экспертное мнение

Иван Райдур, советник­консультант губернатора Тверской области, заслуженный экономист РФ:

 

– Разработчики бюджета могли направить средства на финансирование различных сфер деятельности  только в пределах тех доходов, которые мы будем иметь в 2014 году. Все дополнительные наши пожелания могут быть реализованы лишь после получения дополнительных доходов. Откуда их можно получить? С моей точки зрения, на территории области требуется создать ряд – возможно, порядка пяти – предприятий с миллиардными налогами, аналогичных Калининской атомной станции. Ну и, конечно, нельзя забывать о предприятиях малого и среднего бизнеса. Тут уже речь должна идти о формировании не единиц, а тысяч подобных структур. При этом нельзя забывать, что многие из них уклоняются от налогообложения. Вошло в практику, что во многих организациях зарплату зачастую выдают в конвертах, черным налом. В результате в бюджет не выплачивается налог на доходы физических лиц, соответственно, не поступают взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования. Нужно нарушить эту порочную практику. Ведь работники этих предприятий вместе со своими семьями пользуются бюджетными услугами в больницах, детских садах, школах… 

Александр ХОХЛОВ

фото Юрия Сурина

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *