Покров называют самым «русским» из больших православных праздников. И действительно, довольно среднее (по историческим меркам) событие, которое можно было бы назвать «Явление Богоматери Андрею Юродивому» (таких явлений в истории достаточно много), оказалось в календаре резко выделено.
Напомним историческую канву. В X веке сарацины (или, по иной версии, славяне), осаждавшие Константинополь (они иногда идентифицируются с ратью Аскольда и Дира русских летописей), были рассеяны бурей на море. Накануне этого события популярный столичный юродивый Андрей видел чудо, когда стоял на молитве в храме Влахернской Богоматери: Богородица распростерла покров (то есть покрывало) над молящимися. Это и было связано с последующей победой и расценено как небесная поддержка жителям Константинополя.
Церковный праздник Покрова Руси «подарил» Андрей Боголюбский. Именно по его инициативе в 1164 году появился и день в календаре, и первый на Руси храм в честь Покрова Богородицы – тот самый знаменитый Покров на Нерли. И праздник Покрова, а не другие церковногосударственные события, которые пытались в то время пробиться в общерусский церковный календарь, в календаре прижился. Почему?
Как кажется, Покров Богородицы как идея органично вписался в идеал священного царства – идеал, русскими людьми во все времена лелеемый. При всей очевидной невозможности воплотить этот идеал в жизнь русские упорно к нему стремились. Стремились к государству, ради которого не жаль ничего, даже жизни, в котором не жалко жертвовать своим ради общего. Лишь бы стояла держава законного русского государя, в царстве которого никому не тесно.
Конечно, этот идеал и дореволюционная Россия не всегда помнила. Но значительная часть прежнего русского общества этой идеей одушевлялась. И обязательным элементом идеала была божественная санкция на русскую национальную власть – санкция, данная от лица Божией Матери. Ее Покров, простертый над всей Русской землей, означал: здесь Мой дом, что бы ни происходило нехорошего в земной царской семье, как бы в России не было плохо ее простым людям, именно Россия – удел Богородицы. И значит, высшая справедливость есть, была и будет.
Были времена, когда Покров почитали более, были – когда менее. Его особенно вспоминали в годину Смутного времени, когда на троне сменялись самозванцы, а страна катилась в пропасть. Вспоминали и чтили в XX столетии, когда, казалось, сами основы русской государственности изменились. Но и в «благополучном» XIX столетии Покров праздновали так же торжественно: это был праздник утверждения династии, которая царствовала с титулом «благоверных» государей и государынь.
Что же такое Покров для нас? Историческая память? Фенологическая очень устойчивая вешка – по погоде на Покров традиционно судят, скоро ли начнется зима и какая будет вторая половина осени? Этнографическая память – в старой России это была пора свадеб? Или чтото другое?
Как правило, мы уже не помним греческие истоки этого праздника. Не помним всю драматичную историю его появления на Руси. Редко обращаем внимание на обрядовую сторону. Но Покров – это несомненно – остается любимым, даже более популярным, чем некоторые двунадесятые праздники.
Всетаки важно осознавать, что «вертикаль» в нашем обществе завершается не бездушной группой экономистов и политиков, вершащих свои, непонятные простым людям игры. Что наверху – там, где очевидно никогда уже не будет прежнего царя, избранного «всей землей», – есть такой неустранимый никакими политическими процессами ходатай: Сама Божия Матерь. И есть ее Покров – защищающий если не от видимых, то от невидимых врагов. Хотя – кто знает, что было бы в нашем материальном мире, если бы не было этого невидимого Покрова…
Павел ИВАНОВ
Добавить комментарий