Индустрия «фишек»

Сегодня, 27 сентября, во Всемирный день туризма, «Тверские ведомости» решили поразмышлять над тем, как повысить привлекательность нашего региона для гостей. Туризм – это индустрия «фишек». У кого больше «фишек», тот хорошо живет туризмом. Наш регион привлекателен для туристов разного уровня, начиная от «диких», сплавляющихся по дремучим рекам, заканчивая бизнес­туризмом на широкой Волге.

Опыт регионов­соседей, особенно Ярославской области, показывает: туриндустрия – это, во­первых, долгосрочный бизнес (вспомним Мышкин, начало туристического триумфа которого положено в 1960­х, а взлет состоялся в 1980­х), а во­вторых – все зависит от смекалки инициатора туристического маршрута или объекта.

 

Выезжаем на козле

На туристической агроферме «Ивановка» в Калининском районе нас встретили мало того что в костюме козы и со стихами, но еще и с подготовленным интерактивом! Елена Иванова, весело проводившая нас по всей территории фермы, излагала легенды и были о козлах и их иностранных «коллегах».

Козел – это та самая «фишка». Пока в Мышкине стремительно создавали «индустрию» мышиной темы, мы медленно вспоминали историю про то, как в Твери некогда загнали козла на колокольню. В нашей области есть еще Музей пчелы в Сонкове, развивается тема рака в Весьегонске.

Но вернемся к «Ивановке». Кто ездит на станцию Кулицкая, знает, что на месте фермы еще два года назад был пустырь, а теперь там часто можно встретить большие туристические автобусы и увидеть большое фермерское подворье по выращиванию коз, кур, гусей, уток, фазанов.

– За прошлый год нашу ферму посетило более пяти тысяч человек, – отмечает руководитель агрофермы Валерий Иванов. – Агротуризм сегодня очень популярное направление. Особенно у нас нравится детям. Мы не просто привлекаем туристов познавательными рассказами – мы самостоятельно занимаемся сельским хозяйством. Европа давно развивает агротуризм, в Белоруссии сейчас более 2000 агроферм.

В августе этого года «Ивановка» завоевала золотую медаль «За эффективное развитие сельских туристических услуг и повышение культурно­познавательного уровня населения» на втором международном форуме «Сельский туризм в России».

Сегодня туристы, как говорят, «едят» все. С одной стороны, это грустно, потому что взыскательной публики становится все меньше. С другой стороны, серьезному туризму всегда нужна альтернатива: туризм выходного дня – легкий, как развлекательный роман, и приятный, как чай с мятой. В этом нет ничего плохого. И здесь Тверская область может также выбиться в лидеры. Но прежде…

 

Экономический аспект

В феврале 2013 года Правительством Тверской области принята Стратегия развития туризма в Тверской области до 2020 года. Основной стратегической целью определено создание высокоразвитой, конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, российских и иностранных граждан в туристских услугах.

И здесь важен именно экономический аспект: туризм должен приносить деньги в региональную казну.

В текущем году о туризме на областном уровне вообще говорилось больше, чем обычно. Регион проводил II международный инвестиционный форум и международный форум речного туризма, которые собрали около тысячи гостей из России и других стран.

– Такие мероприятия, совмещающие в себе деловую и туристскую программы, позволяют продвигать наш регион как территорию, благоприятную для различных видов туризма (делового, культурно-познавательного, водного). Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что именно возможность совмещения нескольких видов туризма в одном туристском продукте является конкурентным преимуществом нашего региона, – отмечает начальник управления туризма и внешних связей министерства экономического развития Тверской области Александра Ильина.

Бизнес-туризм, безусловно, – основа туристической отрасли области, тот базис, на фоне которого комфортно будут жить все остальные виды туризма. По крайней мере, именно в консолидацию всех «ветвей» тверского туризма хочется верить. Начиная с первого в области пятизвездочного отеля «Radisson Завидово», который откроется в 2014 году, заканчивая палаткой на берегу реки.

 

Отели, причалы, инфоцентры

По официальным данным, Тверская область занимает одно из ведущих мест в Центральном федеральном округе по количеству объектов туристской индустрии.

На 1 января этого года в регионе 181 коллективное средство размещения туристов на 18450 мест (в том числе 65 гостиниц, 101 база отдыха, 15 санаторно-курортных учреждений). В 2013 году в строй будут введены еще четыре объекта на 100–120 мест.

В Верхневолжье действует самое крупное в России музейное объединение – Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят 32 филиала: краеведческие, литературные, мемориальные, этнографические и военные музеи. Общее количество музеев, действующих на территории области, – около 300.

В регионе пять официально зарегистрированных причалов (Тверь, Кимры, Калязин, Весьегонск, Осташков), десять яхт-клубов, пять марин, три заправочные станции, имеющие возможность принимать и обслуживать яхты различного класса, а также около 20 причалов при базах отдыха и отелях, не имеющих официального статуса.

Созданы два туристско-информационных центра: в Твери и Осташкове. Что касается последнего, то разговор о Селигере как национальном парке все еще актуален.

– Туристская отрасль заинтересована в сохранении уникальной природы Верхневолжских озер, но необходимо отдавать себе отчет и в том, что развитие туристской индустрии на этих территориях сдерживается неразвитостью инженерной и транспортной инфраструктуры. Принятие любых решений по Селигеру, которые действительно назрели, требует глубокой проработки и учета всех факторов, – отметили в министерстве экономического развития Тверской области.

В 2012 году общее количество туристов, посетивших Тверскую область, составило около 1,4 миллиона человек, что также выводит нашу область на ведущие позиции в ЦФО.

Главные проблемы, тормозящие развитие туризма, – недостаточный уровень благоустройства и неудовлетворительные условия содержания зданий и сооружений, а также прилегающих территорий, входящих в основные туристские маршруты. Здесь в первую очередь мы говорим об объектах культурного наследия. Те, кто водит экскурсии для своих гостей, например по Твери, понимают, о чем речь, когда пытаются ответить на недоуменные вопросы людей о нынешнем состоянии памятников архитектуры и испорченных современным строительством главных видовых панорамах города. Сразу за этой проблемой идут вопросы с дорогами, низким качеством турсервиса и высокими ценами. Проблемы понятны, и на решение их нацелены большие силы. Будем надеяться, что результат обрадует и хозяев, и гостей.

 

Старые и новые тропы

Сегодня, на фоне обострения конкурентной борьбы на внутреннем туристском рынке России, на первый план выходят вопросы формирования и продвижения межрегиональных туристских маршрутов.

В 2012 году Тверская область присоединилась к проекту «Великая Волга», объединяющему 18 регионов, расположенных в акватории Волги.

Нашу область посещают туристы в ряду и других межрегиональных туристских маршрутов: «Золотое кольцо России» (Калязин); «Государева дорога» между Москвой и Санкт-Петербургом (совместно с Новгородской областью).

По данным мониторинга туристской отрасли, предоставленного «Тверским ведомостям», на территории области действует 97 устойчивых туристских маршрутов, среди которых преобладают маршруты культурно-познавательной направленности с развлекательными элементами. Наибольшей популярностью пользуются маршруты в 1–2 дня и сформированные на основе известных еще с 1970-х годов маршрутов «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь – Старица – Торжок) и «Верхневолжские озера» (Осташков – исток Волги – Пено – Нилова пустынь).

Наибольшая плотность туристских маршрутов отмечается в Твери, Калининском, Конаковском, Торжокском, Старицком, Калязинском, Кашинском, Кимрском, Осташковском районах, что соответствует четырем зонам приоритетного развития туризма «Великое троеградье», «Московское море», «Селигер» и «Жемчужная нить».

Традиционно популярностью у туристов пользуются такие города, как Тверь, Торжок, Осташков, Кашин и Калязин.

Не станем забывать, что Тверскую область посещает и огромное количество «неучтенных» туристов. Во многом именно благодаря им мы понимаем, что интересно людям. И именно они, «дикие» туристы, делают главную рекламу нашему региону на главной общественной площадке – в Интернете. Как правило, такие туристы пользуются сервисом по минимуму, путешествуя или на машине, или пешком. Есть еще travel-блогеры, которые «работают» в модном и очень популярном жанре: путешествуя с фотоаппаратом и беспроводным интернетом, они в режиме онлайн передают читателям фотографии и впечатления от посещенных мест.

– Очевидно, что туризм для Тверской области – одно из ключевых направлений, которое дает импульс к воплощению крупных инфраструктурных проектов и множества инициатив в сфере малого и среднего предпринимательства, – отмечает заместитель председателя Правительства Тверской области Александр Меньщиков. – Это всем давно известно, об этом прежде много говорилось. А сейчас наступило время, когда на смену декларациям приходят конкретные дела, реальные инвестиции. Правительство Тверской области в рамках принятой стратегии развития отрасли шаг за шагом укрепляет позиции Верхневолжья как одного из крупных туристических центров страны, опираясь на поддержку федеральной власти и заинтересованность делового сообщества.

Хочется надеяться, что туризм в Тверской области станет не просто цивилизованным с точки зрения человеческих взаимоотношений, но предметом гордости – как обычного жителя, принимающего гостей и ведущего их смотреть окружающие красоты, так и самых высших представителей бизнеса и власти, собирающихся в больших залах высококлассных отелей.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Фото Натальи КАПРАЛОВОЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *