Среди функций управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Тверской области – выдача лицензий на перевозку пассажиров, а также контроль и надзор за соблюдением лицензионных требований всеми хозяйствующими субъектами, которые эксплуатируют транспортные средства.
О том, какова сегодня ситуация в сфере перевозок пассажиров, наш корреспондент беседует с начальником управления государственного автодорожного надзора, главным государственным инспектором госавтодорнадзора УГАДН по Тверской области Галиной Архиповой.
– Галина Александровна, начнем со статистики: какие и сколько предприятий занимаются перевозкой пассажиров?
– Если говорить об автомобильном транспорте, оборудованном для перевозки восьми и более человек, то лицензируемую деятельность на территории области осуществляют 528 хозяйствующих субъектов. Лидирующее положение занимают 485 индивидуальных предпринимателей и частных предприятий. Их доля составляет 92 процента от общего количества лицензиатов. Оставшиеся восемь процентов приходятся на 43 государственных и муниципальных автотранспортных предприятия и организации.
– Управление госавтодорнадзора следит за соблюдением лицензионных требований. Какие грубые нарушения выявляются?
– За шесть месяцев нынешнего года сотрудниками управления было осмотрено 191 автотранспортное средство, принадлежащее 74 автопредприятиям. Выявлено 187 нарушений лицензионных требований и транспортного законодательства. Согласитесь, это немало. Анализ показывает, что 81 процент нарушений обусловлен невыполнением требований к экипировке автобусов. В 45 случаях отсутствуют средства контроля над соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. 43 автотранспортных средства не соответствуют требованиям ГОСТа. 44 не оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. 19 автобусов не снабжены внутри и снаружи установленной нормативными и правовыми актами информацией. Кроме того, на многих предприятиях не осуществляется предрейсовый технический осмотр транспортных средств.
Необходимо отметить, что на крупных АТП есть контрольнопропускные пункты, оборудованные всем необходимым для технического и медицинского контроля. Однако много и таких организаций, где автомобили выпускаются на маршрут с трещинами лобового стекла, неработающими аварийными выходами, кроме того, не уделяется достаточное внимание внешнему виду автотранспортных средств.
Не все руководители проводят занятия с водительским составом по повышению их профессионального мастерства по 20часовой программе. Все это негативно сказывается на безопасности и качестве оказываемых услуг.
– И в итоге?
– В итоге за шесть месяцев нынешнего года по вине лицензиатов произошло четыре ДТП, в которых ранено одиннадцать человек. Для сравнения: за аналогичный период 2012 года было 13 ДТП, а ранения получили 40 человек. Надо отметить, ДТП не явились следствием случайного стечения обстоятельств. Напротив, они были обусловлены безответственным отношением владельцев автотранспорта к осуществлению перевозок. Все происшествия произошли в Твери. Единственная их причина – нарушение водителями правил дорожного движения.
Так, 17 апреля 2013 года на улице Королёва водитель Акрамов, управлявший автобусом ГАЗ322132, на маршруте № 27 превысил скорость движения, не справился с управлением и столкнулся с автомобилем КИА РИО с последующим наездом на препятствие. В результате пострадал пассажир автобуса.
18 апреля на улице Кольцевой водитель Олухов на автобусе такой же марки на маршруте № 5 проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с автомобилем ГАЗ322132. Пострадали три пассажира.
8 июня на улице Советской водитель Рустамов отвлекся от управления автобусом ПАЗ320402 и совершил наезд на автобус ЛУИДОР223710, водитель которого остановился на остановочном пункте. Шесть пассажиров получили телесные повреждения. Четвертое ДТП также произошло изза нарушения скорости движения.
– Какое наказание несут в случае аварий перевозчики?
– По результатам проверок управлением выдано 30 предписаний к устранению нарушений, направлено девять представлений в органы власти, управления и контроля, составлен 91 протокол об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 21 физическое лицо, наложено штрафов на сумму 27,3 тысячи рублей. В суды направлено 70 материалов, в результате рассмотрения которых привлечено к административной ответственности 43 физических и юридических лица, наложено штрафов на сумму 113 тысяч рублей.
Увы, недавно были отменены лицензионные карточки, и лицензии выдаются уже бессрочно. Не все их могут получить, но тот, кто получает, получает навсегда. Конечно, в данном случае государство предоставляет малому бизнесу в сфере перевозок возможность развиваться. Однако подобная ситуация позволяет некоторым перевозчикам безответственно относиться к работе: не обеспечивать безопасность перевозок и должное качество предоставляемых услуг потребителям. Фактически сегодня их работа остается нерегулируемой. Инспекторы нашего управления могут проверять предприятия лишь один раз в три года.
Более того, по факту выявленных нарушений материалы направляются в арбитражные суды, которые в большинстве случаев выносят лицензиатам не административные штрафы, а предупреждения. После крупного ДТП под Медным, например, когда погибло четыре человека, мы направили в суд материалы о приостановлении у юридического лица действия лицензии. Однако суд наложил на предприятие лишь штраф в 40 тысяч рублей.
Хотя еще восемь лет назад лицензирующий орган имел право за серьезные нарушения приостановить перевозчику действие лицензии без решения суда. Сейчас же, когда лицензиат допускает нарушения, он все равно продолжает работать.
– Что нужно сделать, чтобы исправить положение?
– На наш взгляд, из всех лицензиатов необходимо отобрать лучших – тех, у которых есть производственнотехническая база, аттестованные контрольные механики, медицинский кабинет и которые будут в полном объеме выполнять договорные обязательства по обеспечению безопасности и предоставлению качественных услуг. Нужно изучить пассажиропоток, понять, сколько в Твери нужно транспортных маршрутов, утвердить все нормативные документы, провести конкурс, в котором определятся маршрут конкретного перевозчика, его обязательства. Тогда станет понятно, сколько на маршруте задействовано перевозчиков, сколько находится на нем транспортных средств. И сами перевозчики станут дорожить своим маршрутом, потому что будут знать: их место могут занять другие.
Сегодня вопросы транспортного обслуживания предполагают объединение перевозчиков, чтобы они не выходили на маршрут с однимдвумя автомобилями, как это в большинстве случаев происходит, а кооперировались с теми, у кого есть необходимая база.
Пока же у нас нет лишь претензий к муниципальному транспорту, который в последнее время привели в надлежащий порядок.
Станислав ШУТОВ
Добавить комментарий