Все течет, все меняется. Когда-то суперсовременные и суперпопулярные вещи и явления неизбежно выходят сначала из моды, а затем и из употребления, устаревая и морально, и физически. Ровно то же самое происходит и с транспортом, и с дорогами. Именно поэтому наш разговор сегодня пойдет о строящейся скоростной платной автотрассе М-11 «Москва – Санкт-Петербург».
Почему
Еще лет 20 назад существовавшая тогда автотрасса Е-95 (позже – М-10) устраивала всех. Благо, строилась она из расчета в основном на междугородние автобусы и легковые автомобили, бывшие в те времена все-таки больше роскошью. Грузовые же перевозки тогда велись в основном железнодорожным транспортом. Но вот сначала легковушки превратились-таки именно в средство передвижения, причем массовое, а затем и акцент грузоперевозок сместился в сторону автотранспорта. Как итог, трасса М-10, даже в обновленном и постоянно обновляемом состоянии перестала отвечать предъявляемым ей требованиям, полноценно выполнять свои задачи. Что неудивительно, ведь загрузка ее в настоящий момент превышает нормативную как минимум в три раза.
И дело не только, и даже не столько в качестве покрытия, освещения или в наличии отбойников. Проблема оказалась значительно глубже – устраивать перестало и расположение дороги: сами собой выявились своеобразные «бутылочные горла», аккумуляторы пробок, ликвидировать которые одним улучшением технических параметров трассы просто невозможно. Выход единственный – дорогу переносить.
Тогда-то и было принято решение о создании параллельно трассе М-10 ее скоростного современного дублера: трассы М-11. Причем трассы платной, ибо для строительства ее впервые решено было применить такую форму, как государственно-частное партнерство.
Где
Впрочем, не совсем «параллельно»: на всем протяжении почти 800-километровой трассы она будет не единожды пересекать трассу старую, чтобы автомобили могли переезжать с одной на другую. Ведь у трассы М-11 предполагается и некоторая специфика. «… Новая скоростная автодорога предназначена в первую очередь для транзитного транспорта, который сейчас идет через населенные пункты, в том числе – в Тверской области. Новая дорога не будет содержать большого количества примыканий (съездов и въездов). Предполагаем, что новая автодорога будет востребована междугородними перевозчиками. Городские и местные перевозки будут осуществляться по существующей улично-дорожной сети и автодороге М-10 «Россия». Это цитата из комментария госкомпании «Автодор», непосредственно осуществляющей строительство дороги.
Хотя, как ни смешно оно звучит, но точной схемы прохождения трассы на всем ее протяжении, а также точной сметы затрат нет до сих пор – при том, что сроком сдачи ее в полном объеме определен 2018 год. Причина этому – постепенное, поэтапное согласование отдельных участков трассы, прохождение ими главгосэкспертизы. Даже относительно прохождения трассы близ Твери можно с уверенностью сказать только одно: огибать областной центр она будет с севера. На настоящий момент окончательно утверждены лишь несколько участков, в том числе два, проходящие по территории Тверской области. Это 543-й – 684-й километры трассы на стыке Тверской и Новгородской областей и 258-й – 334-й километры в обход Вышнего Волочка.
О последнем нужно сказать пару слов особо. Нынешний проход трассы через Вышний Волочек давно стал головной болью, костью в горле и чем угодно еще того же типа для всех: и для автомобилистов, и для «гаишников», и (причем в первую очередь) для жителей. Ведь поток автомобилей идет прямо по улицам города – улицам, в числе прочего, отнюдь не таким широким, как того хотелось бы. Отсюда – постоянные пробки, ДТП, в конце концов, извините, вонь…
Заторы на этом участке трассы особенно явно проявили себя минувшей зимой, после чего «на самом верху» и было вынесено решение о выделении участка трассы М-11, огибающего Вышний Волочек, в «особую строку», с особым приоритетом. Сейчас работы там ведутся полным ходом, а сдан он должен быть уже в 2014 году. В комментарии «Автодора» говорится: «… Новая скоростная дорога строится в обход всех населенных пунктов, через которые сейчас проходит существующая трасса М-10. Мы все знаем, какие пробки из тяжеловесных фур собираются в любое время суток и любое время года в городе Вышний Волочек. Пробки на окружной дороге вокруг Твери, к сожалению, тоже стали привычными. Благодаря М-11 транспортный коллапс в городах, через которые проходит существующая «Ленинградка», будет ликвидирован. А жители многих населенных пунктов смогут спокойно переходить улицы, которые сейчас являются частью этой федеральной трассы с интенсивным потоком тяжеловесного транспорта…»
Зачем
Здесь логично сказать несколько слов и об иных аспектах строительства новой трассы, кроме непосредственно дорожно-транспортного.
Председатель постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Олег Лебедев считает, что строительство трассы М-11 очень выгодно для Тверской области экономически: «Это и привлечение наших подрядчиков, и развитие придорожной инфраструктуры. Всегда развитие транспортной сети, повышение транспортной доступности ведет к экономическому росту и к росту инвестиционной привлекательности».
Вторит ему и исполнительный директор некоммерческого партнерства «Тверской автотранспортный союз» Владимир Густов, обращая внимание и на социальную значимость дороги: «Увеличение доступности транспорта – это и увеличение доступности всех социальных благ, в том числе и школ и больниц. А ведь новая трасса будет проходить в том числе и в тех местах, что были от транспортной сети в значительной мере оторваны».
Так что выгода области, как говорится, налицо. Остаются вопросы разве что экологического характера, которые, кстати, в нашем регионе практически не поднимались. Да и правильно. Склока вокруг строительства участка дороги М-11 в Химках, развязанная экологами и «экологами», пользы явно не принесла, да и не могла принести. Ведь человечество не придумало, да и вряд ли когда-нибудь придумает технологии, не затрагивающие окружающую среду вообще. Они ее затрагивали, затрагивают и будут затрагивать – вопрос лишь в том, как адекватно компенсировать потери. В Химках этого, судя по всему, не понимали, или не хотели понимать.
Ложка дёгтя
Осталось коснуться лишь одного вопроса – «шкурного», денежного. Сколько же будет стоить проезд по новой трассе? Не слишком ли накладно это будет для автомобилиста? Отвечаем: не слишком. По предварительным данным, стоимость проезда по большинству платных участков составит порядка 1,0–1,5 рубля за километр. Что касается участков, которые будут построены в рамках концессионных соглашений, то проезд будет определяться их условиями. Например, средневзвешенный тариф за проезд по участку в Химках составит 3 руб. 60 коп. за километр. А стоимость проезда по участку 543-й – 684-й километры в Новгородской и Ленинградской областях для легковых автомобилей составит 1,75–2,60 руб. за километр. То есть за проезд от Твери до Санкт-Петербурга придется выложить где-то в пределах 1000 рублей, а до Москвы – около половины этого.
Впрочем, есть и еще один нюанс: наличие и качество «бесплатного дублера» по окончании строительства платной трассы. То есть – будущее ныне существующей федеральной автодороги М-10 «Россия». Не окажется ли она заброшенной? Понятно, что ответа на этот вопрос нам пока никто не дал, – рано. Наверное, обсуждать его нужно ближе к окончанию строительства трассы М-11, а то и вовсе после ввода ее в эксплуатацию. Однако помнить об этом вопросе стоит. Хотя бы потому, что в других регионах, в том числе и в соседней Псковской области, уже есть примеры того, как некие платные дороги, не имея или потеряв адекватного бесплатного дублера, постепенно приходили в состояние, мало пригодное для проезда, тем более скоростного. Монополия – она, знаете ли, развращает. И не хотелось бы повторения такого в области нашей, Тверской.
А завершим мы наш рассказ еще одной цитатой из комментария госкомпании «Автодор»: «… Благодаря новой скоростной автодороге добраться до Москвы, Новгорода, Санкт-Петербурга можно будет в 1,5–2 раза быстрее. Это открывает новые возможности для бизнеса, повышает мобильность населения. Зарубежный опыт свидетельствует, что строительство новых скоростных автодорог оказывает мультипликативный эффект на экономику регионов, через которые они проходят. В среднесрочной перспективе увеличивается валовой региональный продукт, появляются новые возможности для бизнеса и новые рабочие места…»
Фото Георгия Мальца
Добавить комментарий