О благодати и яблоках

Рассказ о Преображении повторять, надеюсь, не нужно. Каждый интересующийся человек может открыть Евангелие и прочитать. Но вспомним, когда же Господь сподобил Своих учеников увидеть Нетварный Свет, Свою Божественность? Именно перед тем, как Он пошел на вольные страсти, на распятие. И для христианина здесь, на мой взгляд, заключен серьезный урок.

Когда человек впервые приходит в церковь, воцерковляется, он ощущает благодать и радость, которые его прямо переполняют. Бывает, что и церковные люди, съездив в какое­то святое место или зайдя просто в какую­то намоленную церковь, скажут: «Ах, как здесь хорошо, вот я бы тут и остался навсегда, как апостолы на Фаворе».

Это так называемая вводящая благодать, которая дается от Бога человеку в начале церковного пути. Но потом человек начинает бывать в церкви чаще и, кроме благодати, к сожалению, видит и проблемы церковной жизни, которая не всегда бывает такой, как должна быть даже и в миру. Но о том, что так будет, Господь и Сам говорил, когда обличал фарисеев и книжников: об этом целая проповедь в Евангелии от Матфея, почитайте (глава 23). И человек начинает сомневаться, видя, что обычная церковная жизнь – не идеальна.

И ту благодать, которую Господь открывает человеку, когда он приходит в церковь, человек начинает терять. Для него на первый план начинают выходить проблемы – не Божьи, а церковные. Человеческие, собственно говоря, проблемы.

Вот об этом нам и напоминает праздник Преображения – о главном в Церкви. Господь явил Свою Божественную благодать, чтобы апостолы, увидев Его страдания, Его смерть, не отошли от Него, чтобы они понимали, что с Богом – надо оставаться, что с Ним пребывают радость, милосердие, мир, любовь, все то, о чем Христос говорил много раз.

Второй аспект Преображения – обрядовый. Принято приносить в церковь на Преображение плоды нового урожая. Напомню, что принесение яблок в церковь – это принесение «начатка плодов земных», первых плодов. Яблоки на Преображение – жертва. Господь в этом году дал нам их много. И часть этих яблок нужно принести Богу, причем лучшую! А церковь – это, можно сказать, такое место перераспределения. Часть яблок пойдет священнику, потому что у него сада своего может не быть, часть – тем людям, у которых нет своих садов и своих дач, в детские дома, в больницы.

А у нас получается все наоборот – какое­то «язычество православного обряда». Дескать, вы мне водой на яблоки побрызгайте, яблоки станут целебными, и теперь, если я съем это яблоко, у меня и болезни все пройдут, и муж пить перестанет, и дети слушаться начнут.

Давайте все­таки будем суеверия языческие из себя изживать, идя в храм в этот день.

С наступающим вас праздником! Тем более что в Твери главным кафедральным собором много веков был именно Спасо-­Преображенский и Тверь называли городом Святого Спаса.

Сергий ДМИТРИЕВ,  протоиерей

Фото Алёны  БОРИСОВОЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *