Василий Арсентьевич Колотильщиков родился в Кашине, в купеческой семье 22 марта 1868 года. Родители будущего фотографа жили небогато и не могли дать сыну дорогое образование. Самостоятельно поступить в гимназию Василию не удалось, поэтому он решил попробовать себя в роли купца и открыл ларек. Но, к счастью, под влиянием петербургского профессора Шляпкина вскоре бросил «игру в торговлю», занялся фотографией и на этом пути нашел свое истинное призвание.
С апреля 1891 года Василий Арсентьевич становится владельцем фотостудии – впоследствии лучшей в Кашине и одной из лучших в Тверской губернии и не только в ней. Его работы были оценены взыскательными столичными экспертами. Снимок В.А. Колотильщикова «Идиллия», выполненный самодельной ручной камерой, был опубликован в приложении к «Фотографическому ежегоднику» за 1895 год.
Дела, как можно понять, шли у Василия Колотильщикова на рубеже веков неплохо. В 1900 году на открытке собственного издания он поместил следующую информацию: «Фотография открыта ежедневно от 9-ти ч. утра до 4-х пополудни. При всякой погоде. К сведению публики! 20-го Апр. 1900 г. открыт для съемок в течение всего года новый отапливаемый павильон. Фотография В.А. Колотильщикова в гор. Кашине, близ церкви Рождес[тва] Христ[ова]».
В 1908 году в Москве на Международной фотографической выставке В.А. Колотильщиков был удостоен серебряной медали. На международном конкурсе 1911–1912 годов, организованном французской фирмой – производителем фотобумаги «Геверт», он был удостоен похвальной грамоты и денежной премии в 50 франков.
Можно сказать, что Колотильщиков не просто оставил фотолетопись Кашина и богатую подборку типов кашинских горожан тех лет. Фактически он запечатлел Кашин так подробно, как не запечатлен до революции ни один другой город Тверской губернии. Почти все исторические здания Кашина в той или иной степени отражены на фотографиях – исключительный, редчайший случай, дающий возможность нам сейчас, спустя сто лет, в деталях представить этот удивительный «город русского сердца». Без фотографий В.А. Колотильщикова не обходится ни одно современное издание о Кашине.
У Василия Колотильщикова была настоящая краеведческая жилка и огромный художественный вкус. Он понимал ценность того, что запечатлевал на фотографиях; понимал, что многое – усадебный быт, вид церквей и улиц – может измениться в ближайшее время. Его Кашин – патриархальный, уютный, пейзажный город. Таким он был до 1930-х годов, когда лишился большинства своих церковных вертикалей, создававших его главную достопримечательность. Ландшафт города оказался невосстановимо нарушен уже в 1960-х годах, но до этого старый фотограф, к счастью, не дожил.
12(25) июня 1909 года В.А. Колотильщиков фотографировал праздничные мероприятия и крестный ход, связанные с возобновлением церковного почитания святой Анны Кашинской. Его подробный фотоотчет об этом всероссийском событии – уникальный документ, имеющий большую историческую ценность.
Судьба Колотильщикова в советское время сложилась сравнительно благополучно. Сравнительно – потому что он уцелел и не был арестован. Его студия работала до 1919 года. В том году Василий Арсентьевич был назначен директором Кашинского музея. Сохранились музейные документы, подписанные его рукой. Но, к сожалению, в 1925 году Колотильщиков был отстранен и от этой должности – почти во всех уездных городах в те годы отстраняли от руководства музеями старую интеллигенцию. До конца 1920-х годов Колотильщиков сотрудничал с музеем, но с началом «культурной революции» 1929–1930 гг. его краеведческая деятельность стала не нужна новым властям Кашина.
Правда, уважение, с которым к нему относились в городе, позволило Колотильщикову уцелеть в 1930-е годы. В его дом, где он жил одиноко, вселили на квартиру семью секретаря райкома партии. Однако одну заднюю комнату с фотостудией художнику оставили. Перед смертью ему выделили небольшой домик на окраине города. В безвестности и бедности Василий Арсентьевич скончался в 1954 году. Похоронен на Серговском кладбище.
Несколько лет назад по инициативе Кашинского краеведческого общества была отыскана (далеко не сразу!) и восстановлена его могила.
Остается сказать несколько слов о том, как ныне сохраняется память о Василии Арсентьевиче в Кашине. В местном музее можно видеть множество его фоторабот. Там же хранится и написанный французским художником Л. Масманом «фотозадник» – вид лестницы и дорожки в парке, на фоне которых фотографировались кашинцы в студии мастера. Вещь уникальная и раритетная.
Побывать на Серговском кладбище и увидеть могилу фотохудожника стоит и в наши дни. «Староста» и смотритель кладбища Нина Васильевна Корнилова старается следить за старинными могилами, в том числе строителя колокольни Воскресенского собора Н.В. Терликова, купцов и священнослужителей города. Многие красивые надгробия сохранились на этом погосте, в тени столетних лип и вязов. Не забудьте попросить сводить вас к небольшому и простому современному надгробию с крестом, на котором, кроме дат жизни, начертана скромная надпись: «Фотолетописец города Кашина».
Добавить комментарий