С протянутой рукой

Переехав мост и встав на светофоре на пересечении Тверского проспекта и Советской, можно столкнуться теперь со снующими между рядами машин молодыми парнями с букетами российских флажков. Опускаешь стекло, получаешь маленький флажок и бумажку: «Я глухонемой, купите флажок. Цена 100 рублей». Даже если этот флаг тебе не нужен, а цена за него чрезмерно высока, ты не сможешь выглядеть «жлобом» и вернуть пареньку этот флаг обратно. Протягиваешь деньги и возвращаешь его немое послание. Паренек отходит на тротуар и ждет новую группу водителей.

При повороте на Старый мост со стороны обелиска Победы нужно смотреть в оба, чтобы не сбить или безногого камуфлированного мужчину с миской в руке или женщину с табличкой на груди о страшной болезни ее ребенка и необходимости операции и крупного фото самого ребенка. Здесь эти люди не боятся стоять между движущихся потоков машин.

Люди с подобными табличками – по всему городу: играют на гитарах, аккордеонах, губных гармошках. Сгорбленные бабушки в одинаковых черных накидках, в одинаковых позах, с закрытыми лицами сидят в самых оживленных местах города и получают свои подаяния.

И хочется спросить: что это? Обычное попрошайничество или крайняя нужда? На этот вопрос никто не даст вам ответа.

Бизнес попрошайничества в Твери существовал как­то латентно, а теперь вот активизировался. При этом нигде, ни в каком государственном органе, в правоохранительных органах вам не дадут никакой информации по этим людям. Они вне бюрократической и статистической системы. Попрошайничество в случае корыстной подоплеки – это паразитизм на человеческих чувствах. Никто вас не осудит за то, что просите себе на хлеб, лекарства, операцию, билет до дома и т.д. Просить в нашем обществе не возбраняется, а само попрошайничество не относится ни к каким видам дохода. Это теневые деньги, но чисто юридически назвать их нечестными нельзя. Даже если предлог для их получения был ложью.

Здесь сталкиваются две нравственные стороны: честность или обман просящего и внутренняя мотивация дающего. Даже в церковной традиции, где милостыня имеет важные богословские аспекты, этот вопрос не урегулирован и оставлен на совести в большей степени дающего. В Евангелии сказано: «Всякому просящему у тебя дай (Мф. 5:42)». Об этом же можно прочесть в «Учении двенадцати апостолов», где также говорится «Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял». Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».

Это глубоко личный вопрос: давать или нет. Ясно одно, что подавать нуждающимся нужно, но делать это необходимо с умом и осмотрительностью. Это если мы говорим о подаянии в больших размерах. Если же об избавлении от мелочи в кармане, тогда вопрос другой. В любом случае просящий нечестно будет иметь свой заработок. И с точки зрения светского закона эти деньги будут честными.

Как пояснила начальник пресс­службы управления МВД РФ по Тверской области Наталья Баранова, понятия «попрошайничество», как такового, в Уголовном и Административном кодексах нет. Есть только в контексте вовлечения несовершеннолетних «в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста».

– В советские времена в Уголовном кодексе была статья за попрошайничество, навязчивое приставание и приравнивалась к тунеядству и нарушению общественного порядка, сегодня, к сожалению, таких норм уже нет, – говорит Наталья Баранова.

А вот что отметил относительно попрошаек на дорогах начальник пресс­службы ГИБДД УМВД РФ по Тверской области Денис Черных:

По сути, это пешеходы, которые, выходя на проезжую часть в неположенном месте, нарушают правила дорожного движения. Были случаи, когда мы задерживали и привлекали к административной ответственности несколько таких лиц, – отметил Денис Черных.

В Тверском отделении Всероссийского общества глухих пояснили, что глухие с флагами на дорогах не имеют к ВОГ никакого отношения.

По неофициальной информации, это организованная группа инвалидов по слуху из Белоруссии, которая здесь таким образом просто зарабатывает деньги.

Сегодня назрела необходимость внесения изменений в КоАП. Однако не стоит забывать, что статус попрошайки отделить от статуса реально нуждающегося невозможно. На наших улицах стоят не только нечестные просящие, но и люди, которые в самом деле оказались в сложной жизненной ситуации. На фоне возрастающего недоверия к уличным попрошайкам получить какую­то ощутимую помощь от прохожего им становится в разы тяжелее.

Государство должно обратить внимание на происходящее на наших улицах, вместить в рамки закона и этих людей, чтобы одним помогать, а других жестко наказывать. Но многое зависит и от нас, подающих. Часто ли мы останавливаемся и спрашиваем просящего, что у него произошло и что ему нужно в первую очередь? Ведь именно так проще опознать обман. Надо говорить и о культуре жертвования. Мы не умеем жертвовать адресно, с умом и не обязательно деньгами. Именно из­за этого копеечного откупа от совести или банального равнодушия живут и здравствуют попрошайки, для которых стоять на улице с протянутой рукой легче, чем работать. Мы же сами их кормим, одеваем и, самое главное, не спрашиваем ни о чем.

Фото Алены Борисовой и Александра Дылевского

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *