Учиться заново

 Это сеть, которую координирует министерство образования Тверской области.

Цифры озвучила министр образования Наталья Сенникова на «круглом столе» в пресс­центре «Тверских ведомостей». Тема обсуждения – реформа профессионального образования в условиях развивающегося рынка.

Сегодня, как и вчера, и в прошлом веке, кадры решают все. Нехватка профессионалов начального и среднего звена стала притчей во языцех.

Самый показательный пример из последних – падение ракеты «Протон» со спутниками. Ущерб гигантский – 4,4 миллиарда, причина – неправильная установка датчика, вверх ногами, да еще с применением физической силы. Дальше ехать некуда.

На каждом углу висят объявления: требуются квалифицированные монтажники, слесари, токари, электрогазосварщики, техники и технологи. Перечень можно продолжать и продолжать. Рабочие специальности давно перестали быть престижными, работа исключительно в офисах превратилась в манну небесную.

Участники «круглого стола» единодушно выразили исключительную важность подобных встреч, а министр образования назвала ее первой ласточкой из серии обсуждений проблемы на всех уровнях и с разным составом участников.

Сегодня проблема подготовки кадров однозначно не может решаться каким­нибудь одним органом исполнительной власти и сетью образовательных учреждений. В области, как и в целом по стране, работа ведется совместно с министерствами экономического развития регионального и федерального уровня, службами занятости и работодателями. Стратегия развития профессионального образования обсуждалась на самом высоком уровне два года назад, с 1 сентября этого года начнет действовать новый федеральный закон об образовании. До принятия закона ходили слухи, что система начального профессионального образования будет ликвидирована вообще. Наталья Сенникова пояснила, что слухи категорически не соответствуют действительности. Все сохраняется, но ответственность по новому закону будут нести образовательные учреждения с более высоким статусом – среднего профобразования. Притом этот процесс слияния (бывшие профессиональные училища становятся филиалами средних специальных учебных заведений) не будет революционным. Сохраняется весь положительный опыт, накопленный в начальном профессиональном образовании. Главная цель реформы – обеспечение нового уровня подготовки кадров, готовых участвовать в технологическом прорыве.

Специалисты, на подготовку которых затрачиваются большие средства, должны быть востребованы, отметила министр образования. Поэтому учебные заведения просто обязаны тесно сотрудничать с работодателями, а работодатели – откликаться на заботы учебных заведений. Опыт такого взаимовыгодного сотрудничества имеется, например, в тверских колледжах имени Коняева, технологическом, машиностроительном, промышленно­экономическом. Не случайно  руководители трех из них участвовали во встрече за «круглым столом» в редакции нашей газеты.

В свободной дискуссии не раз звучало – оптимизация. На обывательском уровне это понятие вызывает неоднозначную и часто негативную оценку. Подразумевается, что кого­то сократят, а кому­то из оставшихся, чаще начальникам, прибавят жалованье. Немногие задумываются над тем, что главная цель оптимизации – повышение качества работы, в данном случае – качества подготовки специалистов начального и среднего звена. Мир и все в мире стремительно меняется. Перечень профессий, сказала Наталья Сенникова, обновляется через каждые 5–7 лет. Прошли времена, когда один диплом давал гарантии на всю жизнь. Надо не переучиваться, а учиться заново.

Новациями в профессиональном образовании поделился директор Тверского технологического колледжа Андрей Цуркан (с 6 августа он будет директором колледжа имени Коняева). Отменены вступительные экзамены. Зачисление идет по конкурсу аттестатов практически на все специальности, кроме творческих.

Директор Тверского промышленно­экономического колледжа Антонина Курилова, касаясь творчества, отметила, что колледж проводит вступительные экзамены, здесь готовят модельеров­конструкторов и дизайнеров одежды, поэтому оставлен экзамен по рисунку. На эти специальности всегда большой конкурс.

Колледж уже год в качестве пилотного проекта ведет обучение в двух уровнях: начальном и среднем. Взят под крышу лицей № 15. Ни один педагог, кто хотел работать, из лицея не ушел ­ одно из многих доказательств преимущества реформы профобразования.

На каверзный вопрос журналиста, до какого возраста можно менять профессию, ответил Андрей Цуркан: «Если есть желание, в любом возрасте можно». Созданы ресурсные центры, которые повышают квалификацию людей разных возрастов и разной степени профессиональной подготовки. Со­здание ресурсных центров – одна из основных целей региональной программы по реформированию профессионального образования.

Руководство завода «Тверской экскаватор» обратилось в технологический колледж с просьбой создать учебный центр для подготовки специалистов. В конце сентября соответствующее соглашение будет подписано. Примечательно, что центр станет готовить специалистов не только для тверского работодателя, но и для многих машиностроительных заводов страны.

Директор Тверского машиностроительного колледжа Николай Плющ порадовал сообщением о конкурсе на все специальности. Самый высокий – на «Техническое обслуживание автотранспорта». На 25 мест 65 заявлений. На специальность «Эксплуатация электрооборудования» на 25 мест 38 заявлений. Родители совершенно справедливо считают, что их дети по окончании колледжа с легкостью найдут себе работу. В отличие от экономистов и юристов, которых хоть пруд пруди.

 

На вопрос к участникам «круглого стола», когда можно ждать результатов реформы, был дан ответ: примерно через 6–7 лет.

Валерий БУРИЛОВ

Фото Екатерины ГАЛЯМИНОЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *