Георгий ГЛОБИН: Избирательная система и ее изменения

И действует, надо признать, весьма эффективно, если, конечно, эффективность оценивать, исходя из конкретной общественно-политической «атмосферы» в России в разные периоды этого двадцатилетия.

Общая структура системы вряд ли нуждается в сколько-нибудь серьезных изменениях. Количество избирательных комиссий различного уровня, численность сотрудников комиссий вполне можно считать близкими к оптимальным. Данные параметры прошли проверку временем и успешно ее выдержали. Что до норм, относящихся к формированию и работе комиссий, тот тут, разумеется, пределов совершенствованию быть не может, и совершенствование продолжается. Недавно вот, к примеру, до пяти лет увеличили срок полномочий участковых избирательных комиссий, что, вполне возможно, будет способствовать повышению качества работы этих избиркомов. В целом же можно отметить, что указанным нормам кардинальные изменения вроде бы не требуются, а посему их корректировки и происходят в достаточно узком диапазоне.

Совсем не то – прочие нормы, относящиеся к процессу выборов. Здесь все время что-нибудь серьезно меняется. Иногда к лучшему, иногда – к худшему. В рамках данной публикации нет возможности оценить все эти изменения, предложить достаточно большое число новых. Поэтому ограничимся разговором о трех желательных изменениях.

Во-первых, есть смысл изменить порядок регистрации «партийных списков» и кандидатов-«мажоритарщиков» для включения их в избирательные бюллетени. Здесь, с одной стороны, должны быть установлены барьеры, препятствующие чрезмерному росту числа претендентов на мандаты, а с другой – все, имеющие право участвовать в выборах, должны быть равны в смысле отсутствия у кого-либо из них каких-либо привилегий.

Необходимо, чтобы все «партсписки» и «мажоритарщики» регистрировались только после того, как они представят в свою поддержку определенное число достоверных подписей избирателей или внесут избирательный залог. При этом должно быть разрешено (для подстраховки) и подписи представлять, и залог вносить. Подписной и залоговый барьеры следует сделать достаточно высокими, но вполне преодолимыми для реально работающих с избирателями партий, а также партийных и беспартийных «мажоритарщиков».

Во-вторых, надо вернуть в бюллетени графу «Против всех». В настоящее время отсутствии е этой графы существенно искажает результаты голосования, заставляя многих избирателей отдавать свой голос тем партиям и кандидатам, которые им совершено не нравятся.

В-третьих, хорошо бы навести порядок с методами распределения «партсписочных» мандатов.

Вполне очевидно, что невозможно распределять эти мандаты строго пропорционально числу голосов, поданных за партии, но следует стремиться максимально приблизиться к строгой пропорциональности. Наилучшее же приближение обеспечивает метод простой квоты и наибольшего остатка, а это именно тот метод, который применялся на всех госдумовских выборах и на выборах-2005 в наше Законодательное Собрание.

К сожалению, в последние годы почти во всех российских регионах, включая Тверскую область, пошли в ход методы распределения мандатов, ничего похожего на строгую пропорциональность не демонстрирующие, но зато прибавляющие партиям-лидерам один-другой мандатик. Последнее явно несправедливо и вызывает заслуженные нарекания. Поэтому в законах надо четко указать, что на любых выборах «партсписочные» мандаты должны распределяться между партиями только с помощью метода простой квоты и наибольшего остатка.

Будут ли осуществлены соответствующие изменения? Как вообще будет меняться облик российской избирательной системы? Время покажет.

Георгий ГЛОБИН, политический аналитик

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *