И действует, надо признать, весьма эффективно, если, конечно, эффективность оценивать, исходя из конкретной общественно-политической «атмосферы» в России в разные периоды этого двадцатилетия.
Общая структура системы вряд ли нуждается в сколько-нибудь серьезных изменениях. Количество избирательных комиссий различного уровня, численность сотрудников комиссий вполне можно считать близкими к оптимальным. Данные параметры прошли проверку временем и успешно ее выдержали. Что до норм, относящихся к формированию и работе комиссий, тот тут, разумеется, пределов совершенствованию быть не может, и совершенствование продолжается. Недавно вот, к примеру, до пяти лет увеличили срок полномочий участковых избирательных комиссий, что, вполне возможно, будет способствовать повышению качества работы этих избиркомов. В целом же можно отметить, что указанным нормам кардинальные изменения вроде бы не требуются, а посему их корректировки и происходят в достаточно узком диапазоне.
Совсем не то – прочие нормы, относящиеся к процессу выборов. Здесь все время что-нибудь серьезно меняется. Иногда к лучшему, иногда – к худшему. В рамках данной публикации нет возможности оценить все эти изменения, предложить достаточно большое число новых. Поэтому ограничимся разговором о трех желательных изменениях.
Во-первых, есть смысл изменить порядок регистрации «партийных списков» и кандидатов-«мажоритарщиков» для включения их в избирательные бюллетени. Здесь, с одной стороны, должны быть установлены барьеры, препятствующие чрезмерному росту числа претендентов на мандаты, а с другой – все, имеющие право участвовать в выборах, должны быть равны в смысле отсутствия у кого-либо из них каких-либо привилегий.
Необходимо, чтобы все «партсписки» и «мажоритарщики» регистрировались только после того, как они представят в свою поддержку определенное число достоверных подписей избирателей или внесут избирательный залог. При этом должно быть разрешено (для подстраховки) и подписи представлять, и залог вносить. Подписной и залоговый барьеры следует сделать достаточно высокими, но вполне преодолимыми для реально работающих с избирателями партий, а также партийных и беспартийных «мажоритарщиков».
Во-вторых, надо вернуть в бюллетени графу «Против всех». В настоящее время отсутствии е этой графы существенно искажает результаты голосования, заставляя многих избирателей отдавать свой голос тем партиям и кандидатам, которые им совершено не нравятся.
В-третьих, хорошо бы навести порядок с методами распределения «партсписочных» мандатов.
Вполне очевидно, что невозможно распределять эти мандаты строго пропорционально числу голосов, поданных за партии, но следует стремиться максимально приблизиться к строгой пропорциональности. Наилучшее же приближение обеспечивает метод простой квоты и наибольшего остатка, а это именно тот метод, который применялся на всех госдумовских выборах и на выборах-2005 в наше Законодательное Собрание.
К сожалению, в последние годы почти во всех российских регионах, включая Тверскую область, пошли в ход методы распределения мандатов, ничего похожего на строгую пропорциональность не демонстрирующие, но зато прибавляющие партиям-лидерам один-другой мандатик. Последнее явно несправедливо и вызывает заслуженные нарекания. Поэтому в законах надо четко указать, что на любых выборах «партсписочные» мандаты должны распределяться между партиями только с помощью метода простой квоты и наибольшего остатка.
Будут ли осуществлены соответствующие изменения? Как вообще будет меняться облик российской избирательной системы? Время покажет.
Георгий ГЛОБИН, политический аналитик
Добавить комментарий