Среди православных праздников особое место занимает Вознесение –знаменующее начало самого лучшего времени в году, легкого, светлого, полного зелени перехода из весны в лето. Вознесение редко отмечалось как отдельный праздник – оно входило в цикл народных, по преимуществу земледельческих праздников. Вознесение открывало цикл, продолжающийся Троицей и Духовым днем (в этом году – 23 и 24 июня), а затем – русальная неделя, Иванов день (7 июля) и Петров день (12 июля). С Петрова дня в Центральной России считается настоящее лето – совсем короткое, только до начала августа…
В день Вознесения традиционно служили молебны, чтобы хорошо росла, поднималась рожь, наливались высокие травы. Многие молебны проводились непосредственно на полях – по особому усердию крестьян.
Есть один жанр русского народного творчества, очень популярный еще сто – сто пятьдесят лет назад, а кое-где живой и поныне. Этот жанр – духовные стихи, исполнявшиеся «каликами перехожими», всякого рода нищими, странниками и убогими, которых на Руси всегда было не перечесть. Многие духовные стихи представляют замечательные образцы народной поэзии. Но один – и как раз на наш праздник – совершенный шедевр:
…Светлое Христово Воскресение
Дошло до Христова Вознесения.
Возносился Христос на небеса…
Восплакалась тут нищая братья,
Возрыдала убогая сирота:
На кого Ты нас, Господи, оставляешь,
На кого, убогих, покидаешь?
Здесь нужно отметить, что Вознесение воспринималось в народе как праздник прощальный. Все-таки с ним окончательно уходила Пасха, с ее радостью победы над смертью, радостью весны и обновления природы. В народе верили, что в дни Пасхи (все сорок дней ее празднования) открыты небесные двери, по земле ходит Сам Христос, грешников не мучают в аду, а души праведных могут приходить в дома родственников. Но – хорошему бывает конец, Христос уходит на небеса, оставляет людей хоть и в радости, а… вроде бы и не совсем…
«Кто нас обует, одежит,/ Кто нас теплом обогреет?» – переживает «нищая братья» по поводу ухода Христа на небо. Замечательно, что народное сознание очень спокойно отнесло русских нищих в число свидетелей евангельских событий. И, надо сказать, на очень глубоком интуитивном уровне народ не ошибся. Богословски оправдано видеть евангельские события приближенными к нам, а нашу жизнь соизмерять с ними.
Но вновь обратимся к духовному стиху. По его сюжету у Христа возникает некоторая заминка, но, естественно, Он быстро находится и предлагает нищим подарить им «гору золотую», чтобы они ни в чем более не знали нужды. Однако не тут-то было. По разным версиям этого стиха, в качестве советчиков у Христа обнаруживаются святые Иоанн Богослов или Иоанн Златоуст – сказителей не смущало, что последний жил в начале V века, поскольку для авторов стиха Вознесение – вечное, вневременное событие. Итак, Иоанн Златоуст напоминает:
Зазнают гору князи и бояра,
Зазнают гору пастыри и власти,
Зазнают гору торговые гости –
Отоймут у них гору золотую,
По себе они гору разделят,
По князьям гору разверстают,
Да нищую братию не допустят…
Вместо этого сомнительного дара Иоанн предлагает: «Оставь им Твое Христово имя». И тогда:
…Все будут сыты и пьяны,
Все будут обуты и одеты,
И от темные ноченьки укрыты.
Это решение Христос и принимает, а в благодарность за совет дает Иоанну «золотые уста». Вот такое народное богословие.
Разумеется, о Вознесении можно сказать много. Но русское народное религиозное сознание уловило в этом празднике его главную составляющую: момент светлого прощания, когда Христос не уходит в иное измерение, оставив мир в прежнем состоянии. Прежнего состояния мира после Вознесения уже не будет. Новое пришествие Христа, по Евангелию, произойдет уже как суд над миром, окончательное завершение мировой истории. Уходя из мира, Христос не оставил учеников: по Его обещанию они принялись ждать «иного Утешителя», Святого Духа, сошествием Которого (это событие празднуется через десять дней после Вознесения) были укреплены апостолы, создана Церковь, распространившаяся от края и до края земли.
Павел ИВАНОВ
На фото: Вознесение Христово. Фреска из церкви Илии Пророка в Ярославле
Добавить комментарий