Кашинский рассвет

Объездив почти треть Кашинского района, ближе к вечеру мы  непрошеными гостями оказались в деревне Данильцево, почти у границы с Ярославской областью. Местные жители отмечали праздник – День деревни. Зваными гостями были соседи из ближних колхозов, которые еще сохранились благодаря поддержке ООО «Румелко-агро». В местном Доме культуры (не муниципальном, его содержит колхоз «Красное Данильцево») прошла торжественная часть и концерт местных самодеятельных артистов. Затем были накрыты праздничные столы. В выступлениях и тостах люди не скупились на слова благодарности в адрес ООО «Румелко-агро», его директора Валерия Нехаева. К празднику люди получили аванс. Да и поработали неплохо. Посевная практически завершена и проведена, как любили говаривать в советские времена, в лучшие агротехнические сроки. Давно мне не приходилось видеть так красиво, аккуратно засеянных полей – смотрятся, как на картинке. Если заброшенные поля обычно ассоциируются с закатом, то здесь – полный рассвет.

– И сами крутимся, и «Румелко-агро» крепко помогает, – признался председатель колхоза «Красное Данильцево» Евгений Цвелев и добавил: – Без этой поддержки нам бы не выжить.  

А начиналось все в 2005 году, когда в сельское хозяйство района пришел крупный инвестор – основной владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. Мотив у него был: в здешних местах он неоднократно охотился, завел собственное охотхозяйство очень приличного уровня – такого количества кабанов и лосей мало где в центральной полосе России найдешь. И это хозяйство оказалось под угрозой. С вступлением в силу закона об обороте земель сельхозназначения возник земельный рынок. Началась массовая скупка земель. Появилось опасение, что в связи с этим будет ограничен доступ в охотничьи угодья. И тогда Лисин решил вложить деньги в покупку земель сельскохозяйственного назначения. Инвестиции шли через созданную дочернюю фирму «Румелко-агро», руководить которой было доверено авторитетному в нашей области человеку, крупному специалисту в сфере юриспруденции Валерию Алексеевичу Нехаеву (кстати, на этом посту он лично провел через суд и выиграл около 600 дел по земельным спорам). 

Олигархи, скупившие в нашей области земли сотен колхозов и совхозов, теперь не знают, что с ними делать. Принципиально иной подход был проявлен инвестором в Кашинском районе. Покупались земли 11 колхозов, которые и в советские времена были довольно запущенными. Семь колхозов под эгидой инвестора до сих пор живы. Инвестор на купленных землях взял курс на возрождение и развитие сельскохозяйственного производства на современной основе. Сейчас в распоряжении «Румелко-агро»  около 28 тысяч гектаров сельхозугодий. Это примерно треть территории района. 14 тысяч гектаров – пахотные земли, остальное – сенокосы и пастбища. 

– Когда я начинал, – вспоминает Валерий Нехаев, – возделывалось всего 600 гектаров. Земли истощались, закустаривались. Надо было приводить их в порядок. Был создан мелиоративный отряд, который с применением специальной техники уже вернул в оборот 1500 из 5000 гектаров закустаренных земель. В нынешнем году используется уже 12 тысяч гектаров сельхозугодий. Постепенно включим в оборот всю пашню, сенокосы и пастбища.

Для работы на земле создан механизированный отряд, в распоряжении которого 50 единиц высокопроизводительной импортной и отечественной сельскохозяйственной техники. Построены две производственные базы с офисом, гаражами и ремонтной зоной для техники. В колхозах восстановлены разрушенные фермы, сушилки, склады. В ряде деревень восстановлены и проложены новые водопроводы. В общем, на создание инфраструктуры инвестировано около 300 миллионов рублей. Кроме того, оказывается помощь в социальной сфере: домам культуры, домам престарелых, библиотекам.

 Кадры в своеобразном холдинге «Румелко-агро» все местные жители. За работу свою держатся. Даже старая русская беда – пьянство – не очень одолевает. За все время пришлось уволить только одного запойного механизатора. А вообще, чтобы устроиться сюда на работу, очередь образовалась.

На возвращенных в оборот землях выращиваются зерновые – овес, ячмень, пшеница. Сеют луговые травы. 200 гектаров отведено медоносам – в деревне Карабузино на попечении братьев Виктора и Андрея Поляковых большая пасека, где насчитывается уже 300 пчелосемей. Медом с этой пасеки нас угостили – замечательный ароматный мед.

Травы с сенокосов убирают  и хранят по современным технологиям. Так, недавно купили полиэтиленовые рукава диаметром 2,8 метра и длиной 72 метра. В них загружают зеленую траву с консервантами, а зимой это будет свежий корм для животных.

Растениеводство – важная, но все-таки вспомогательная отрасль в хозяйствах холдинга «Румелко-агро». Основной упор на животноводство, для которого урожай с имеющихся сельскохозяйственных угодий  используется в качестве собственной кормовой базы. В животноводстве пришлось сделать непростой выбор: что производить – молоко или мясо.

По молоку страшно монополизированы переработка и торговля. Чтобы сработать «по нулям», закупочные цены на молоко должны быть по 12 рублей за килограмм. В прошлом году переработчики платили по 9 рублей, нынче закупочная цена снизилась до 7,5 рубля.

–  Чтобы проникнуть со своей молочной продукцией на полки крупных торговых сетей, надо заплатить большие деньги, – говорит Валерий Нехаев. – Решили, что с учетом всех факторов с молочным животноводством всерьез связываться не станем. Сохранили по 600 коров ярославской породы в двух хозяйствах, где их традиционно держали. Есть стадо овец романовской породы в полторы тысячи голов – продаем диетическую баранину. А главную ставку сделали на выращивание коров мясной породы. Уже откармливаем около двух тысяч коров по особым технологиям  для получения так называемой мраморной говядины – с прослойками жира. Качественного мраморного мяса практически не производится – рынок свободен. А потребность большая. Уже с прошлого года нам сделала заявку сеть столичных элитных ресторанов. Так что со сбытом проблем не будет. И игр с закупочными ценами, таких, как с молоком, здесь не ожидается.

Остановились на откорме коров породы «герефорд». Двух племенных быков-производителей закупили в Канаде, телочек для покрытия – в Финляндии. Теперь стадо можно пополнять племенным скотом, используя собственные возможности. В перспективе планируется довести общее поголовье мясных коров до 10 тысяч голов и 4 тысячи голов ежегодно снимать с откорма.

– Года через два на эти рубежи должны выйти, – надеется Валерий Нехаев.

Откормом животных занимается ООО «Кашин-луг», которое возглавляет Юрий Ткачев. В это хозяйство мы и отправились. Здесь содержатся как «герефорды», так и помесная порода от скрещивания с «ярославкой».

– «Герефорды» очень неприхотливы к условиям содержания, – объясняет зоотехник Алексей Хохлов. – У них длинная шерсть с подшерстком, так что и зимовать они могут под навесом – капитальных ферм строить не надо. Вес набирают быстро, но до тонны веса доводить не будем – качественное мраморное мясо получается при весе 400–500 килограммов.

Уже скоро первых животных снимут с откорма и отправят в собственный забойный цех, который почти достроен (в июле-августе должны запустить). Строили его финны – специализированная фирма «Кометос». Оборудование соответствует евростандартам. Начальник мелиоративного отряда Денис Зарецкий временно переквалифицировался, став координатором проекта со стороны «Румелко-агро».

– Столь современных забойных цехов в Тверской области нет, – рассказывает он. – Цех рассчитан на 15 голов в смену. Обслуживать его будут всего семь человек. На выходе будем получать стейки, которые пойдут в рестораны, а мясо на кости и другие мясопродукты будем отправлять на наш тверской рынок, где качественная говядина в дефиците.

Новая техника, племенной скот, современный забойный цех – какие на все это деньжищи требуются!

– Около миллиарда рублей инвестиций уже вложено, – приводит цифры Валерий Нехаев. – По два с лишним миллиона долларов в среднем направляется в развитие агрохолдинга ежегодно. Без дотаций сельское хозяйство не обходится и в более благоприятных условиях, что уж там говорить про наше Нечерноземье. Но мы будем снижать нагрузку на инвестора за счет более эффективного хозяйствования, чем в советские времена. Сейчас у нас занято на центральной базе и по колхозам 250 человек. В прежние времена на тот же объем производства людей требовалось в шесть раз больше. С развитием производства мраморной говядины мы еще улучшим экономические результаты, снизим убытки. Но дело не только в экономике.  Люди заняты работой по месту жительства и, по сельским меркам, неплохо за нее получают (механизаторы – 12 тысяч рублей в месяц, а в страдную пору вдвое больше). Бюджеты трех сельских поселений держатся на наших налогах. Мы не дали десяткам деревень умереть, предотвратили их закат. В этом, пожалуй, главное, ради чего я здесь живу и работаю.

Фото Натальи КАПРАЛОВОЙ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *