Хочу отметить, что идея провести круглый стол на данную тему возникла в связи открытием с этого года подготовки специалистов по специальности «Экономическая безопасность» в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ) на нашей кафедре «Экономика и управление производством». Именно специалистов, а не непонятных очень многим бакалавров и магистров. Однако, с самого начала после вступительного слова председателя думской комиссии О.Р. Балаяна, на первый план круглого стола были выдвинуты вопросы коррупции и борьбы с ней в сфере создания и развития бизнеса, а также его инвестирования.
Поскольку я выступал в качестве основного докладчика, то пришлось несколько переориентироваться и сосредоточиться на административных барьерах и ограничениях в создании новых предпринимательских структур и инвестировании действующих предприятий. В течение последних двух лет нами в рамках выигранного гранта по конкурсу, организованному Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) совместно с Правительством Тверской области и Тверским отделением общества «Знание», выполняется исследование на тему формирования инвестиционно — привлекательной среды в Тверском регионе. Кроме того, помогает имеющийся опыт организации новых бизнес структур и управления действующими, борьбы с рейдерством и т.д. Приходится в этом деле сталкиваться и со всякого рода административными барьерами и ограничениями.
Наряду с другими важными факторами, определяющими предпринимательскую и инвестиционную привлекательнось региона, именно группа надстроечных факторов: административных, правовых и политических в наибольшей мере предрасположена к появлению такого явления, как коррупция. Тому способствует и питательная среда, которая характеризуется многими факторами.
Во-первых, это отсутствие цивилизованного, конкурентного рынка. Пока он не создан, то есть, по словам Карла Маркса, «терпит фиаско», место свободной конкуренции, как рыночного регулятора, занимает исключительно «ручное управление», административное регулирование. Которое уже само по себе создаёт абстрактную возможность для возникновения коррупции. Зависимость от чиновников как субъектов административного регулирования, с одной стороны, подталкивает бизнес к коррупционным методам решения своих проблем, а, с другой, мотивирует чиновника к использованию своего служебного положения. Как выразился нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт, «коррупцию так сложно победить потому, что коррупционером быть выгодно. Коррупция окупает себя». А ещё раньше по данному поводу высказался М.Е. Салтыков- Щедрин: «Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце чиновника доступным для обывательских невзгод.» Лучше не скажешь. В ходе дискуссии на круглом столе представитель Управления экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД отметил, что предпринимателю удобнее и дешевле решить свой вопрос, дав взятку, чем пожаловаться на должностное лицо, преследующее свои корыстные цели и препятствующее реализации какого-то проекта. Во-вторых, почва для коррупции появляется там, где законы, правила и нормы носят формальный характер. Когда отсутствует верховенство права, они не работают, применяются избирательно. А чиновники получают возможность действовать по системе, которая, как отмечает М.Е. Салтыков- Щедрин, «очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать."
В-третьих, коррупции способствует и отсутствие реального общественного контроля, свойственного для гражданского общества. Но его ещё надо построить, что, в свою очередь, требует проведения серьёзных политических реформ.
Понятно, для решения указанных проблем, носящих надстроечный характер, требуется время. И, притом, судя по нынешней ситуации, очень немалое. И хотя без этого вряд ли возможно добиться серьёзных успехов в борьбе с коррупцией, тем не менее в преодолении ряда административных барьеров и ограничений инвестиционной деятельности некоторые регионы продвинулись дальше, чем Тверская область.
По данным исследований административных барьеров ведения бизнеса в России Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, по обобщающему рейтингу «лёгкость ведения бизнеса» Тверь занимает 18-е место среди 30 городов РФ. Для справки, Санкт-Петербург и Москва, соответственно, на 22-м и 30-м местах.
В рейтинге « лёгкость регистрации предприятий» Тверь находится на 21-м месте, Москва на 25-м, Санкт-Петербург на 1-м месте. При этом количество процедур составляет соответственно 8, 9 и 7, а продолжительность регистрации 25, 30 и 17 дней. Для сравнения: в Европе количество процедур всего 6, а срок регистрации — 14 дней.
А, скажем, в рейтинге «лёгкость получения разрешения на строительство» Тверь находится на 25-м месте. Что же касается срока получения разрешения при выполнении 30 процедур, то в Твери он самый длительный – занимает 448(!) дней. Для сравнения: в Санкт-Петербурге 361 день, в Москве 392 дня. Самый низкий по продолжительности срок в Сургуте – 150 дней.
Что касается продолжительности самих процедур, то самые длительные приходятся на получение технического и кадастрового паспорта в БТИ – 45 дней; получение техусловий на подключение к системе водоснабжения и канализации – 40 дней; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 35 дней; получение технических условий на подключение к ливневой канализации – 30 дней; получение разрешений на строительство -26 дней; получение техусловий на подключение к сети фиксированной телефонной связи и заключение договора с ОАО «Ростелеком» — 25 дней; регистрация прав собственности в управлении Росреестра -30 дней.
В рейтинге «Лёгкость подключения к системе электроснабжения» Тверь занимает 14-е место. Срок решения вопроса 183 дня при 9 процедурах. В Москве при 10 процедурах – 281 день, в Санкт-Петербурге при 9 процедурах -238 дней. Для сравнения: в Саранске – 123 дня, в Калуге -144 дня. В Твери только процедура «Подача заявки на технологическое присоединение к электросетям и ОЖИДАНИЕ подготовки договора и техусловий ОАО «МРСК Центр» — Тверьэнерго» занимает 30 дней, а её стоимость составляет 1851500 рублей. Чтобы получить акт по результатам проверки выполненных Ростехнадзором работ, требуется ждать 30 дней и столько же времени занимает процедура проверки и опломбирования счётчика.
Таким образом, главное, что является существенным административным барьером для становления и развития бизнеса это:
большие сроки по ряду процедур (в соответствии с принятым регламентом);
обилие процедур и невозможность их параллельного осуществления.
В целом же Россия по данным 2013 года занимает 112-е место из 185 стран в рейтинге «Благоприятность условий для ведения бизнеса». Из бывших советских республик 21-е место занимает Эстония, 25-е Латвия, 27-е –Литва, 49-е – Казахстан, 58-е — Беларусь, 67е – Азербайджан, 83-е – Молдова.
Что не радует, так это отсутствие серьёзных сдвигов. Так, за 2005-2013 годы Россия не вошла в число 50 стран, «преуспевших в сокращении удалённости от передового рубежа». В то же время значительно улучшили свои позиции, вошедшие в это число Казахстан, Украина, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь. При этом основные сдвиги происходили по направлениям сокращения и упрощения указанных административных процедур, перехода от разрешительных принципов на уведомительные, по пути снижения их стоимости. Что в значительной мере может быть реализовано непосредственно на региональном уровне.
Понятно, что осуществление этих мер способствуют снижению коррупционных рисков и, тем самым, облегчают ведение бизнеса и способствуют привлечению инвестиций.
Участники круглого стола согласились с тем, что улучшение инвестиционного климата – дело нужное. Но как непосредственно оно скажется на ограничении коррупции, решит ли проблему увода и распила денег, если упростить процедуры вхождения в бизнес? И, вообще, мнение о том, чтобы сократить, а то и вовсе забрать разрешительные функции у чиновников вызвало оживлённую дискуссию. В частности, как отметил О. Р. Балаян, «если, например, строительную отрасль освободить от разрешений, можно ожидать таких «шедевров», с которыми потом городу просто не справиться». Как говорится, вопрос есть. Однако его решение связано с перенесением ответственности с чиновника непосредственно на предпринимателя. В нынешней ситуации предприниматель, получив разрешение коррупционным путём, приподнесёт нам «шедевр», прикрывшись этим разрешением. А чиновника, выдавшего его, уже и «след простыл». В случае же уведомительного подхода предприниматель лично отвечает за всё, что он делает. И вместо двойного контроля: и за действиями чиновника и за тем, что «творит» предприниматель, в случае реализации уведомительного принципа, контроль осуществляется за действиями предпринимателя, за тем, чтобы он не выходил за рамки правового поля.
В ходе дисскуссии возник вопрос: а, вообще — то, возможно ли в рамках региона устранение административных барьеров и облегчение процессов становления и развития бизнеса, поскольку существует федеральное законодательство? Решение его мы видим в комплексном и системном подходах, учитывающих во взаимосвязи все факторы, формирующие предпринимательско-инвестиционный климат и действаующие применительно ко всем уровням хозяйствования: первичное звено — предприятие, отрасль, регион, и федеральный уровень – народное хозяйство и во всех направлениях: экономическом, правовом и политическом.
В настоящее время учеными кафедры разработана концепция, практическая реализация которой позволит, на наш взгляд, последовательно решать проблему формирования благоприятного предпринимательско – инвестиционного климата и в максимально возможной степени снять как саму абстрактную возможность возникновения коррупции, так и устранить те причины, которые превращают эту абстрактную возможность в действительность.
Безусловно, в рамках данного круглого стола была затронута лишь небольшая часть проблем коррупции как явления, препятствующего формированию благоприятного для предпринимателей и инвесторов климата и, соответственно, определения адекватной экономической политики на всех иерархических уровнях хозяйствования. Надеемся, что разговор будет продолжен не только на муниципальном, но и региональном уровне.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ, доктор экономических наук, профессор
Добавить комментарий