Велосипедные дорожки, стоянки становятся привычным атрибутом европейских городов. Администрации городов и правительства европейских стран обеспечивают не только строительство велосипедных маршрутов, но и предоставление велосипедов на прокат, и эта услуга доступна в общественных местах города. Россия только-только начала к этому подступаться. Определенная работа ведется и в Твери.
Нет, мы – не Европа
Почему Европа так стремительно пересаживается на велосипеды? Прежде всего, спасая окружающую среду и собственное здоровье.
Велосипедной столицей мира считается Амстердам. Там проложено около 400 километров специально оборудованных велосипедных дорожек, со специальными знаками и светофорами. А городская парковка рассчитана аж на 10 тысяч велосипедов.
Около 35 процентов населения Копенгагена ежедневно добирается на работу именно на велосипедах. Здесь это своеобразная традиция, она уже в крови у местных жителей. При этом в планах городской власти еще более развить велосипедную инфраструктуру и вдвое увеличить расходы на популяризацию велосипедного транспорта.
Берлин с каждым годом становится все более велосипедным. Уже около 15 процентов общего дорожного потока составляют именно этот вид транспорта. Пропагандируя здоровый образ жизни и экологическую защиту, на велосипеды пересело немало высокопоставленных лиц.
Рассказ, как «у них», можно продолжать долго. Но обратимся к Твери, где численность населения чуть менее, чем в том же Копенгагене. Исследование ассоциации «Здоровые регионы» показало: процент жителей от 14 лет и старше, имеющих велосипеды, составляет в нашем областном центре 30,1 процента. В Твери 360201 житель этой возрастной группы. Получается, что в городе 108420 владельцев велосипедов. Но сколько обычно велосипедистов мы с вами видим на улицах даже в очень погожий день? Человек 30–50 от силы. Где остальные? Да просто держат своих двухколесных друзей в гаражах и на балконах, потому что ездить по городу просто небезопасно. В Твери есть дороги для машин, тротуары для пешеходов. Для велосипедистов нет ничего.
Между тем, правилами дорожного движения велосипед определяется именно как «транспортное средство». Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по проезжей части. Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено.
И надо еще отдать должное сотрудникам ГИБДД, которые не применяют штрафных санкций к тем, кто едет по тротуару. По проезжей части, вместе с автомобилями, ездить крайне опасно! Не секрет, что наши водители не отличаются высокой культурой поведения на дороге. Если велосипедиста не собьют случайно, то подрежут, толкнут, напугают – иногда просто из недоброго «озорства». Получается, что наши велосипедисты – самые бесправные участники дорожного движения: про них в ПДД как бы написано, но места им в городе нет.
А ведь велосипед способен решить одну огромную городскую проблему. Если вопросы экологии для нас еще нечто абстрактное, то пробки, которые лишают нас нервов, настроения и времени, – вполне конкретная беда. Может быть, лучше ехать на двух колесах, чем часами стоять на четырех?
Общественная палата – за
Вопросами велодвижения озаботились не только в Твери, но и в других городах России. Решением вопроса занялись на самом высоком уровне. Были проведены общественные слушания, свою оценку и пожелания высказала Общественная палата РФ.
В резолюции, в частности, говорится: «На руках у населения уже более 30 миллионов велосипедов и веломобилей, и это огромный ресурс для решения многих проблем в сфере транспорта, здравоохранения, экономического развития и экологии. Если же власти всех уровней всерьез возьмутся за создание в стране эффективной велоинфраструктуры, то это повлечет за собой кардинальные позитивные изменения в качестве жизни, физическом здоровье и менталитете наших сограждан».
Примеры конкретных действий уже есть. Московское правительство включило велосипедный транспорт в программу развития дорожно-транспортной инфраструктуры на 2012–2016 годы и выделило 50 миллионов рублей на создание пилотных проектов. Правительством Санкт-Петербурга разработана концепция развития велотранспорта и предложена опорная схема городской велосети. В Великом Новгороде на протяжении последних четырех лет планомерно реализуется проект «ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород», создается единая городская велосеть, соединяющая многочисленные туристические объекты города.
Обсуждаем концепцию, строим дорожки
Концепция развития велоинфраструктуры готовится и в Твери. При администрации города создана рабочая группа, в которую входят в том числе представители велосообщества.
– Транспортные магистрали города Твери давно перестали справляться с нарастающим автомобильным потоком, – говорит член рабочей группы, председатель правления тверской областной организации «Ассоциация «Здоровые регионы» Алексей Шабашов. – Индивидуальный транспорт постепенно перестает выполнять его важнейшую функцию: обеспечение мобильности горожан. Жители Твери тратят все больше времени и нервов на ежедневные деловые поездки. Повышается уровень городского шума и растет загазованность воздуха. Из-за низкой скорости снижается экономическая эффективность грузовых перевозок. Без радикально новых подходов в организации трафика горожан описанная ситуация будет неуклонно ухудшаться и в недалекой перспективе приведет к транспортному коллапсу. Многие европейские государства столкнулись с подобными проблемами уже в 1970-х годах, и выход был найден. Это – ограничение индивидуального автотранспорта, развитие общественного, в первую очередь электротранспорта, стимулирование перемещения горожан за счет мускульной силы: пешком и на велосипеде. В Твери основное препятствие превращения велосипеда в полноценное всесезонное транспортное средство – вовсе не погода, а полное отсутствие велоинфраструктуры. Диалог между руководителями Твери и активистами велосообщества привел к пониманию того, что велосипед может успешно участвовать в комплексном решении целого ряда городских проблем: транспорта, экологии и укрепления здоровья жителей.
На сегодняшний день в Твери – одна-единственная велодорожка, и та – у Тверского областного перинатального центра. Это вызывает невольную улыбку, но причина на самом деле проста: как правило, все современные проекты построек изначально предполагают строительство велодорожек. Перинатальный центр – как раз такой проект.
Как рассказала начальник отдела территориального планирования департамента архитектуры и строительства администрации Твери, заместитель главного архитектора города Твери Кристина Никитина, велодорожки запланированы и при строительстве новых магистральных дорог, типа дороги от микрорайона Брусилово.
Но при полноценной велоинфраструктуре не может быть отдельных «рваных» участков – должна быть единая сеть. Именно создание такой сети и предполагается в концепции, работа над которой активно ведется. Как только она будет доработана, ее передадут на утверждение Тверской городской думы. И вот тогда уже идея велодорожек перестанет быть мечтой энтузиастов и станет конкретным проектом.
Члены рабочей группы активно призывают горожан участвовать в обсуждении этого документа. Концепция развития городского велодвижения есть в открытом доступе в Интернете, например, на официальном сайте клуба «ВелоТверь».
Слово тем, кто крутит педали
Ольга Матвеева – одна из активисток и член правления Тверской областной общественной организации «Клуб ВелоТверь». Мы встретились с ней около здания «Тверьпроекта», где в этот день собрались волонтеры – добровольные помощники в организации «Открытия велосезона-2013». Многие приехали на велосипедах, шустро лавируя между машинами и пешеходами. Уверенных пользователей двухколесным транспортом в них выдавала и специальная красивая амуниция. Ольга объяснила, что каждый раз, когда клуб готовится к своим мероприятиям, всем членам в обязательном порядке напоминаются правила дорожного движения, необходимость ношения защитных средств.
Сегодня «ВелоТверь» насчитывает в своем составе более ста человек. Именно эти ребята стали одними из инициаторов идеи развития велодвижения в городе. Клуб объединяет тверитян самого разного возраста, которым интересна активная, разносторонняя жизнь. Эти люди видят мир не через монитор компьютера, а проезжая по иногда очень сложным маршрутам. Я задала Ольге вопрос, который меня давно интересовал:
– Несмотря на небольшие размеры, Тверь – город больших машин, и их много. Хорошо: проложат велодорожки. Но как убедить людей покинуть уютные кожаные салоны автомобилей и пересесть в менее комфортное седло велосипеда?
– Это вопрос нашего менталитета. Сложился стереотип, что автомобиль – это очень престижно, он подчеркивает статус человека, а велосипед – так, транспорт для бедных. Поверьте, у нас в клубе люди самого разного достатка, в том числе и очень обеспеченные. К сведению: некоторые велосипеды стоят дороже некоторых машин. Когда-нибудь люди поймут, что велосипед – это не статус, а огромная польза, прежде всего для собственного здоровья. А совместные поездки – это возможность общаться друг с другом не онлайн, а вживую. Разве это плохо?
Сезон – открыт!
Буквально послезавтра, в воскресенье, в Твери состоится большой спортивный праздник: «Открытие велосезона-2013». Его организаторами выступают управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации Твери и клуб «ВелоТверь». Начнется праздник на набережной у памятника Афанасию Никитину в 11.20. Отсюда после торжественного открытия стартует велопробег до площадки на станции Дорошиха. И вот уже здесь начнется настоящее веселье. С 13.00 до 16.00 можно будет посетить спортивные и развлекательные площадки, в том числе волейбольную и лазертага, веревочный городок и мастерскую аквагрима, увидеть показательные выступления по велотриалу и велосоревнования в различных дисциплинах, рассчитанные на взрослых и детей.
На праздник приглашаются все желающие, хоть с велосипедами, хоть без них.
Марина Гавришенко
Фото Юлии Смородовой и из архива клуба «ВелоТверь»
Добавить комментарий