В нашем обществе идут оживленные споры о содержании образования, обязательном списке изучаемых предметов, объеме преподавания литературы, создании единого учебника истории и т.д.
Часто встаёт и вопрос о причинах падения уровня образования. Но в поисках ответов на них почти всегда остаётся в стороне главное – недостаточное освоение учащимися современной этики, позволяющей обеспечить глубокое знание людьми норм и правил человеческого общения и поведения.
При этом даже образованные люди — некоторые учителя и депутаты Госдумы — поверхностно сводят содержание этики только к десяти религиозным заповедям. На самом же деле развитие этики в ХХ веке привело к её преобразованию в современную этику, которая получила глубокое научное содержание, вышла на новый качественный уровень — стала наднаукой, стоящей над всеми остальными науками и входящей в содержание всех без исключения отраслей научного знания.
В.А Канке в университетском учебнике «Современная этика» (М.: Изд-во «Омега-Л», 2009г.) пишет, что в 1970-х гг. наметился великий этический синтез, воссоединение немецкого кантианства, английского утилитаризма и американского прагматизма как между собой, так и со всеми общественными науками. Были созданы и создаются всё новые условия для перевода этики
из метафизики «в программу действий, приносящих действительные, а не мнимые успехи». (с.12).
Он пишет, что причудливыми путями общественного развития этическая проблематика вышла на вершину общественной жизни: «Главный вопрос современности – это вопрос этический: способно ли человечество обеспечить своё собственное благополучное развитие?» (с.8).
В.Канке считает, что современная этика является результатом практического применения всех существующих наук. Используя их результаты и «в известном смысле возвышаясь над ними, этика способна выполнить свою благородную миссию по регулированию поведения людей» (с.18).
Таким образом, можно сказать, что современная этика превратилась в наднауку, поскольку имеет всеохватывающий характер, входя в содержание всех остальных наук при их переходе от теории к практике, от мысли к реальному действию. На этой стадии развития своей науки специалисты
любой отрасли знания издавна в процессе продумывания вопросов практического внедрения научных достижений вольно или невольно, осознанно или неосознанно (но обязательно и необходимо) становились специалистами по этике: читали статьи и книги по этике, советовались с авторитетными её профессионалами, обсуждали с коллегами возникающие при этом этические проблемы. В настоящее время стало особенно ясно, что они просто обязаны руководствоваться требованиями этической теории при внедрении достижений своей науки в производственные процессы и человеческие отношения. Без них ученые не способны взять на себя обоснованную ответственность за содержание процесса внедрения научных разработок, за результаты и последствия этих внедрений.
Поэтому я полагаю, что заключительными главами всех учебных предметов в школе и вузах должны быть разъяснения того, как знания данного учебного курса должны применяться на практике. Глава «Этика применения достижений данной науки на практике» обязана показывать, что здесь можно делать и чего нельзя в интересах человека и общества.
Из вышеизложенного вытекает вывод о том, что современная этика превратилась в ядро, сердцевину современного образования, которое вместе с обучением органически включает в себя и воспитание (при ведущей роли воспитания), которые совместно готовят глубоко просвещённых и высоконравственных людей. При этом ведущим стержнем образования должно стать обучение и воспитание этике поведения человека в любых жизненных ситуациях, где изучение этики важнее изучения грамматики и математики.
Только на этой основе возможно наиболее плодотворное усвоение любых общеобразовательных предметов. При этом каждая обучающая тема должна нести воспитательную нагрузку, а воспитательные усилия призваны углублять обучение и расширять его границы.
Великий Пушкин говорил, что залог будущего России состоит в усовершенствовании нравов. И это должно быть главной задачей образования во всех его возрастных уровнях населения, поскольку дальнейшее развитие общества должно идти по пути развития Человека РАЗУМНОГО в Человека ВЫСОКОМОРАЛЬНОГО под знаменем Морализма как продолжения Гуманизма и Рационализма прошлых эпох.
Именно морализм должен стать духовным содержанием наступившей эпохи, способной обеспечить прогрессивную эволюцию земной цивилизации по пути углубления обучения и воспитания высокой нравственности людей.
Историческая практика показала, что во все времена вопрос о нравственности или безнравственности людей, особенно людей во власти, был и остаётся вопросом жизни и смерти общества. Без воспитания даже самое прекрасное обучение теряет всякий смысл и нередко приобретает античеловеческую направленность.
Только тесное соединение обучения и воспитания даёт человеку уверенность в том, что он всё умеет (результат обучения) и всё сможет делать правильно (результат воспитания).
И дикими на фоне растущих требований к образованию выглядят рассказы очевидцев о метеоритном дожде в Челябинске в феврале 2013 года. Оказалось, что даже образованные люди, передавали свои впечатления о нем с помощью… почти сплошного мата. А наиболее предприимчивые додумались разбивать окна в своих уцелевших квартирах ради установки новых стеклопакетов за государственный счёт.
Здесь нужно иметь в виду, что выделение значительных ассигнований на воспитательную работу и их эффективное использование позволит включить в действие мощный потенциал положительной мотивации человека, укрепить нравственное здоровье общества, резко уменьшить ущерб от преступности, наркомании, алкоголизма и разгильдяйства в труде.
Провалы же семейного, школьного и вузовского воспитания прошедших 20-ти лет выливаются сейчас в нравственное нездоровье кадров зрелого возраста. Практика последних лет показывает резкий рост аморализма и коррупционных проявлений среди руководящего (в том числе и высшего) состава почти всех ведомств страны, острую нужду в реализации там программ воспитания корпоративной этики, серьёзного усиления служб работы с персоналом специалистами по этике, психологии и педагогике.
Это особенно ярко проявилось в министерстве обороны РФ, где «женский батальон» Сердюкова с высот глубоких познаний в финансах зачищал без стыда, совести и сострадания денежные потоки целых военных городков, обдирал без осознания долга, достоинства и чести важнейшие учреждения и организации оборонного ведомства. Всё это полностью подпадает под ту истину, что «ТАЛАНТЛИВЫЙ И БЛЕСТЯЩЕ ОБУЧЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ БЕЗ МОРАЛИ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОСОБО ОПАСНОГО ПРЕСТУПНИКА НА ЛЮБОЙ ДОЛЖНОСТИ».
Я уже давно настаиваю на том, чтобы расширить предмет базового уровня ОБЖ до масштабов учебного предмета «Этика поведения человека (основы общечеловеческой морали)», могущего стать глубинной и надёжнейшей основой безопасности жизнедеятельности людей (а ОБЖ здесь может занять заключительный раздел).
Этот предмет, проводимый один час каждую учебную неделю с пятого по одиннадцатый классы, займёт сравнительно немного учебного времени, а его изучение и увеличение количества учителей этики (подготовленных с помощью Института философии РАН) положительно скажется на моральном очищении общества.
Отказ от этого предложения (обычно объясняемый нехваткой денег) уже привёл к углублению нравственного кризиса в стране, что вызвало чудовищные финансовые потери, не идущие ни в какое сравнение с возможными бюджетным затратами на реализацию воспитательных мероприятий. Те деньги, которые сейчас рядовые граждане и предприниматели тратят на защиту своей жизни и имущества с помощью железных дверей и частных охранников являются уворованными у них реальной опасностью криминальных нападений.
Видимо, есть острая необходимость поручить руководителям Министерства образования создание совместно с Институтом философии РАН полноценного учебника по общечеловеческой этике, а также воспитывающих компьютерных игр по этике. К их подготовке следует привлечь объединённые усилия теоретической и практической педагогики и психологии (типа Л. Кольберга), талантливых мастеров слова и художественной иллюстрации, всей думающей о будущем страны общественности. Если пособие получится фундаментальным по содержанию, увлекательным по форме и убедительным по результатам, то российское образование получит высочайшие мировые рейтинги и благодарность последующих поколений людей.
Здесь определенную роль могла бы сыграть подготовленная мною «Книга для чтения по этике человеческого поведения (основам общечеловеческой морали»), которая включает нижеследующие разделы.
5-тый класс средней школы.
Содержание, значение и уровни познания этики: содержание и функции морального сознания, историческое развитие этики в наднауку, познавательные уровни этики: эмпирический, теоретический и праксиологический.
1) 6-й класс средней школы.
Нравственные качества человека: понятие качества человека, основные нравственные качества людей (стремление к добру и благу общества, проявления совести и справедливости, соблюдение долга, достоинства и чести, приверженность патриотизму и толерантности.
2) 7-й класс средней школы.
Нравственные ценности человека: роль нравственных ценностей в обществе, базовые ценности людей (жизнь и здоровье, любовь и семья, свобода и ответственность, страдание и сострадание, работа и свободное время, друзья и Родина, мир и согласие в обществе, смысл жизни и счастье).
3) 8 и 9-й классы средней школы.
Нравственная позиция человека: понятие нравственной позиции, уровень нравственного развития людей, нравственные слабости человека.
воспитание и самовоспитание человека.
4) 10-тый класс средней школы.
Нравственное поведение человека: система деятельности человека, вечные дилеммы нравственного поведения, оценка поведения человека.
6)11-тый класс средней школы.
Заключение. Этика как теория безопасности жизнедеятельности человека (понятие безопасности человека, здоровый образ жизни людей, правила и требования ОБЖ).
Кроме того, в стандарты высшего профессионального образования необходимо включить обязательный учебный предмет «Профессиональная (деловая) этика (этика поведения делового человека)», трактующий правила исполнения трудовых обязанностей и нормы делового общения.
В обучающих семинарах послевузовского образования предметом изучения должны стать отраслевые (ведомственные) этики, где раскрываются моральные требования поведения делового человека в различных видах деятельности – производственной, управленческой, предпринимательской, врачебной, военной, педагогической и других.
Вместе с тем, необходимо обеспечить углубление профессионального родительского образования путём самостоятельного его освоения и обсуждения на обучающих семинарах по месту жительства и на вечерних курсах по месту работы путём рассмотрения вместе с педагогами и психологами реальных случаев родительских ошибок в воспитании. Здесь в полной мере должны быть использованы и богатейшие возможности дистанционного образования.
Всё это имеет первостепенное значение, поскольку речь идет о задачах воспитания и самовоспитания здоровых потребностей и нравственных ценностей людей для предотвращения самоистребления общества из-за дальнейшего распространения аморализма.
КОДИН Валентин Николаевич, кандидат философских наук, доцент
Добавить комментарий