Во вступительном слове председатель комитета Александр Тягунов проинформировал присутствующих о проблемах строительной отрасли региона в целом. В частности, о том, что существующие темпы жилищного строительства в области (а это примерно 400 тысяч квадратных метров в год) никак не могут устраивать ни региональную власть, ни федеральную, обозначившую планку на уровне 1 кв.м. построенной жилплощади на одного человека населения субъекта федерации. То есть, уже в этом вопросе наблюдается отставание практически втрое от нормы.
Кроме того, Верхневолжье входит в число немногих областей, в которых не выполнена установка федеральной власти на заблаговременную и комплексную инженерную подготовку стройплощадок (то есть — с готовой подводкой сетей). Что существенно завышает себестоимость жилья, — при установленной Центром норме около 34 тыс. рублей за квадратный метр, в нашем регионе она превышает 40 тысяч.
Тему естественным образом продолжила начальник Управления жилищного комплекса Министерства ТЭК и ЖКХ Тверской области Светлана Просолова. По ее словам, федеральное финансирование программы расселения людей из аварийного жилья сейчас приостановлено, — до ликвидации недоделок прошлых лет. А их, при нынешнем положении дел, заведомо не удастся исправить до 1 июля, — срока подачи заявки на дальнейшее финансирование.
Причин в таком отставании много, причем все они, и прошлые, и нынешние, а потенциально и будущие, проистекают в принципе от одного: от нестыковки, недостаточного взаимодействия властей разного уровня, в том числе, и в первую очередь, в плане законодательства.
Так, к примеру, до сих пор не определена доля регионального финансирования программы расселения из аварийного жилья. Если такая доля в программе капитального ремонта уже установлена, то в этой программе — нет. И не может быть установлена (и утверждена Законодательным собранием) до того момента, когда аналогичные решения не будут приняты муниципалитетами — относительно собственного финансового участия.
Более того. Справедливые сомнения вызывают и сами данные о числе нуждающихся в переселении, об объеме аварийных площадей и площадей, нуждающихся в капремонте. Так, по данным Тверьстата, общая площадь аварийного жилого фонда составляет 224,5 тыс. кв.м (и расселение ее в срок до конца 2015 года, как требует Москва, обошлось бы в 2,592 млрд рублей в год), но по состоянию на сегодняшний день муниципалитеты документально подтвердили лишь 128,2 тыс. кв.м. Причем, и в этих данных имеются любопытные несуразности, — например, площадь аварийного жилья в Кувшиновском районе получается больше, чем в Твери. Хотя, как справедливо заметил Председатель постоянного комитета по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Олег Лебедев, в общем-то неясно, какая из этих цифр ближе к правде: то ли “перебрали” с потребностями кувшиновские власти, то ли, наоборот, недоработали тверские. Причем, второе — более вероятно, что косвенно подтвердил и депутат Тверской городской думы Алексей Арсеньев, заявивший о том, что, если подходить к определению жилья, как “аварийное”, более щепетильно, то на одну Тверь “и 100 миллиардов в год не хватит”.
Еще одна проблема, и еще одна причина отставания, — недобросовестные подрядчики, по вине которых до сих пор не сданы дома, введение которых по плану уже должно было произойти давно. Хотя, опять же, дело и не только в них, — слабые взаимосвязи между уровнями власти затягивают процессы финансирования, в результате чего утвержденные ранее расценки (а то и сроки сдачи) становятся к моменту получения средств нереальными.
Выйти из положения можно путем снижения себестоимости жилья, — в том числе и за счет каких-то льгот для подрядчиков, и за счет подготовки для них комплексных оборудованных стройплощадок, — о чем говорилось выше. Но и это — весьма накладная, а потому сложная задача, ибо, по словам Александра Тягунова, проложить 500 м теплоцентрали в “полном комплекте” стоит сейчас примерно столько же, сколько нужно, чтобы построить одноподъездный девятиэтажный дом.
Надо упомянуть, что в самом начале беседы Александр Александрович сказал об обсуждаемой теме, что “она предварительная”. Что она предваряет те решения и дела, что необходимо будет сделать по ее итогам. Так оно и произошло. Проблемы обозначены. Указаны способы, которыми их можно решить, — тактически и стратегически. Все это сформулировано в выработанных рекомендациях, которые теперь предстоит выполнить. Причем, в ближайшие месяцы. Время, как говорится, не ждет.
Добавить комментарий