Но рыночные модели экономики также развиваются и меняются во времени. Эти изменения обусловлены уровнем жизни и научно-техническим прогрессом общества.
Мировая рыночная экономика характеризуется следующим. Во-первых, глобализацией отношений и конкуренции. Во-вторых, общим информационным пространством. В-третьих, преобладающий тип производства – многономенклатурный мелкосерийный. В-четвертых, основой экономики является малый бизнес. В-пятых, основой конкурентоспособности являются инновации. А также другие характеристики: выраженная индивидуализация при производстве и потреблении, рост доли услуг в общем объеме производства и т.п.
Сейчас уже можно смело утверждать, мировая экономика является в первую очередь, инновационной. То есть построенная на конкуренции инноваций. И если все предыдущие модели экономик (массового, серийного, планового типа) являлись развитием (продолжением) друг друга, то инновационная модель экономики носит принципиально иной характер. Стройной и общепризнанной теории инновационной экономики пока еще нет. Есть множество примеров и практик этой экономики. Но у предприятий и государств, образующих общее торговое и экономическое пространство нет другого пути, кроме пути инновационного развития.
Россия находится в сложном положении. С одной стороны, мы лишь начали переход к рыночной экономике. А с другой стороны, еще до конца не разобрались – к какой же конкретной модели надо стремиться. Проблема заключается в том, что старая «плановая» модель экономики уже безвозвратно разрушена, а новая модель экономики не только еще не построена, но еще и не выбрана. Преобладает повсеместно «ручное» управление экономическим процессами. Отсюда и неэффективность, и коррупция, и бессмысленные затраты и многое другое.
Такое положение дел могло бы тянуться достаточно долго, если бы не вступление России в ВТО. С одной стороны, этот процесс, безусловно, позитивный для оздоровления любой экономики. Но, с другой стороны, без существенных изменений экономики неизбежна быстрая деградация всех производственно — экономических отношений в стране. Сняв все барьеры для импортных товаров и технологий, и не производя ничего конкурентоспособного, мы неизбежно получим сокращение собственного производства, снижение потребности в высшем образовании и в научных разработках. Постепенно, но достаточно быстро мы станем страной третьего мира, где за счет дешевой рабочей силы будут производиться товары зарубежных компаний. У страны, благополучие которой полностью зависит от цен на ресурсы, другого будущего быть не может. Выходом для «великой державы» может быть только собственное конкурентоспособное производство. А конкурентоспособным производство может быть только в условиях инновационной экономики.
Понимая это, правительство России декларировало курс на построение инновационной модели экономики.
Что же такое – «инновационная экономика»? По определению это экономика, основанная на инновациях. Но именно в понимании, что такое «инновация», и кроются все проблемы.
Это базовое понятие, которое и лежит в основе принципиально новой модели экономики. В основе «старых, традиционных» моделей лежит базовое понятие «спрос». Изучение и удовлетворение спроса – это краеугольные принципы предыдущих моделей экономик. Весь цикл жизни новой продукции строился на основе удовлетворения изученного спроса. Научные исследования, проводимые в НИИ; опытно-конструкторские работы, проводимые в КБ; опытное производство – все это этапы традиционного цикла жизни изделий, основанные на удовлетворении изученного спроса.
Инновационный товар это результат научно-технического прорыва, научно-технического толчка, без явного изучения спроса. То есть спрос формируется ПОСЛЕ появления товара, а не наоборот. И это принципиально меняет все производственно-экономические отношения в экономической модели. Эти изменения выражаются в том, что исчезают некоторые элементы «традиционных» моделей экономик, появляются новые элементы, а некоторые элементы, оставаясь, меняют свои функции и свойства.
Инновация и инновационный товар – это не одно и то же.
Инновация это некоторая идея, функция изменения, некоторый желательный набор свойств, возможно научная разработка. Инновация (как замысел) проходя инновационный цикл жизни, в виде объекта инновационной деятельности, с некоторой вероятностью становится инновационным товаром, обладающим свойствами высокой конкурентоспособности. То есть инновация – это вход, а инновационный товар – это выход инновационной деятельности. Промежуточные состояния инновации составляют интеллектуальную собственность, которая и является основным объектом инновационной экономики (а не товар, как в «традиционной» экономике).
Конкуренция в инновационной экономике основана не на товарах, а на правах на интеллектуальную собственность. Это право, с одной стороны, производить и продавать самому. А, с другой стороны, это запрет на производство и продажу другим.
Именно поэтому Китай поставил задачу к 2050 году стать обладателем всей интеллектуальной собственности на планете.
Инновационная экономика устроена существенно сложней предыдущих «традиционных» моделей экономик. Но глобальная конкуренция не делает скидок на незнание или не желание жить по общемировым экономическим законам.
Страна, которая не сможет производить конкурентоспособную продукцию, неизбежно будет ресурсным придатком и источником рабочих рук для развитых мировых экономик.
И если вопрос переходить или нет на новую модель экономики, в общем, не стоит – это очевидно. То вопрос, как переходить и какие при этом решать проблемы – стоит очень остро.
Проблем такого перехода достаточно много. Но главное, выделить и сформулировать ключевые проблемы. К таким проблемам можно отнести:
Тотальное непонимание как устроена инновационная экономика;
Отсутствие квалифицированных инновационных кадров;
Отсутствие «правил игры» инновационной экономики и неправильное использование инфраструктурных элементов;
Повсеместные попытки реализации инновационной экономики через правила и структуру «старой» экономической модели.
Разумеется, невозможно в рамках одной статьи обозреть все аспекты новой экономической модели. Но некоторые принципиальные различия старой и новой модели, а также особенности новой модели в данной статье будут изложены.
Коротко сформулируем, как была устроена «традиционная» экономика (без учета особенностей массового или серийного характера производства, или плановой модели).
В начале изучался и формулировался спрос на какую либо продукцию. Цикл жизни этой продукции заключался в поэтапной реализации научных исследований (научно-исследовательские институты, НИИ), опытно-конструкторских работах (конструкторские бюро, КБ), опытном производстве, серийном или массовом производстве и продажах. Все этапы регламентировались ГОСТами. Цикл длился от 3 до 10 лет в зависимости от типа производства и характера продукции. Причем, если на входе цикла жизни был один товар (проект), то и на выходе естественно и будет один товар.
Все работы по циклу жизни товара строились на основании технического задания (ТЗ). То есть всегда должен был быть некий Заказчик, который точно знал, что должно быть на выходе соответствующего этапа и это описывал в ТЗ. При этом заранее выделялись денежные средства на выполнение заданного объема работ. Исполнитель при этом должен был в точности исполнить работы в соответствии с ТЗ. Любое отклонение считаталось нарушением ТЗ и требовалось специальное согласование с Заказчиком. Принципиально это двухзвенная система заказа-выполнения работ: Заказчик – Исполнитель.
По этой схеме конкурентоспособные товары могут появиться только в случае, если Конкуренты работают точно по такой же модели.
Но в инновационной экономике все не так. За год могут появиться не только несколько новых товаров, но может смениться и само поколение товаров. А за 3-10 лет смениться уже много поколений новых товаров.
А главное, тот самый Потребитель, который участвовал в формировании спроса «на новый товар» через 3 года сам предпочтет приобрести инновационный товар, а не тот который он «заказывал» много лет назад.
Поэтому изучая спрос, предприятие (Заказчик) заведомо закладывает неконкурентоспособный товар. И ни какой маркетинг не сможет заставить Потребителя купить устаревший товар.
Разумеется, речь идет о свободном рынке и свободной конкуренции (условия ВТО). В российской действительности многие предприятия до сих пор работают в условиях монополии или прямой государственной поддержки (госзаказ или непосредственное субсидирование). Но учитывая последние заявления правительства и президента, такая помощь неэффективным предприятиям будет снижаться. А закон о деятельности, приносящей доход явно демонстрирует, что снижение помощи будет касаться и бюджетных организаций.
Задача повышения конкурентоспособности становится важнейшей и для промышленных предприятий и для бюджетной сферы. А конкурентоспособность может быть обеспечена только за счет инноваций.
Но даже если бы случилось чудо, и мы захотели бы вернуться к «старой доброй» плановой модели экономики, то мы не смогли бы этого сделать. Старая модель уже разрушена. Оглянитесь вокруг. Раньше НИИ и КБ были «по две штуки» на каждой улице. А сейчас в этих зданиях парикмахерские, офисы, магазинчики и т.п. Кто же будет проектировать новые товары даже по старой схеме цикла жизни? Сами предприятия?
Но если случиться еще одно чудо, и научные сотрудники выйдут с пенсии на свои рабочие места, то и это не спасет ситуацию. Инновационные товары никогда не могут появиться в рамках плановой научной и конструкторской работы. Как было сказано выше, кто-то должен написать ТЗ на инновационный товар. А такого в природе не бывает.
Если ТЗ написано, то это не инновация. Инновацию может сформулировать только Исполнитель, так как именно он хорошо знает все мировые достижения в своей области, но он исключен из написания ТЗ.
В инновационной экономике роли сторон меняются. Исполнитель может стать Разработчиком инноваций, Заказчик становится Потребителем инноваций. В том смысле, что инновация, реализованная в товаре, делает его конкурентоспособным.
И здесь неизбежно появляется новое звено – Инвестор инноваций.
Дело в том, что в инновационной экономике путь к производству товаров начинается с десятков тысяч идей, сформулированных на предпосевной стадии инновационного цикла жизни. Эти идеи проходят жесткий конкурсный отбор на проектных этапах (посевной, стартап, венчурный проекты) и до производства доходят единицы (десятки) наиболее удачных в рыночном отношении проектов. Разумеется, предприятия, которые раньше были заказчиками новой продукции, не могут сформулировать такое число инновационных идей (так как основная задача предприятия именно производство, а не исследования). Также предприятие никогда не будет финансировать такое число идей и проектов, 99% из которых не дойдут до производства на этом предприятии.
Поэтому без активности внешних Инвесторов инновации никогда не дойдут до стадии инновационных товаров. Это и есть основа нового вида бизнеса – Венчурного бизнеса.
После сказанного уместно остановится, чтобы еще раз задать вопрос: Какую модель экономики мы собираемся строить?». Но только немного уточним вопрос: «Какую инновационную модель?». Дело в том, что можно инновации генерировать самим, а можно использовать и зарубежные инновации.
Вопрос не праздный. Бодрые чиновники всех уровней любят отчитываться об инновационной активности своих территорий, не делая различий «свой — чужой». Много разговоров идет об инвестиционной привлекательности территорий и предприятий. Но при этом умалчивается, что вместе с иностранным инвестициями, технологиями и предприятиями, здесь выстраивается и иностранная инновационная экономика. В ней не будет места ни отечественной науке, ни отечественному высшему образованию. Вместо повышения конкурентоспособности тверских экскаваторного и вагонного заводов, мы строим иностранный экскаваторный завод и закупаем вагоны за рубежом.
Инвесторы с удовольствием поддерживают предприятия с хорошей экономикой, основанной на иностранных лицензиях, технологиях, оборудовании. Понятно, что они основываются на принципах экономической целесообразности. И понятно, что, в конце концов, это приведет к деградации самостоятельной российской экономики.
Анализ уровня жизни развитых экономик мира показывает, что высокий уровень возможен только при высокотехнологичной добавленной стоимости товара. Сборочные конвейеры чужих инноваций это путь к временной занятости рабочих рук, но и путь к снижению уровня жизни в перспективе. Про отечественные квалифицированные кадры можно забыть. Если таковые вдруг и появятся, то делать им в России будет нечего.
Необходимо отдельно поговорить о роли малого бизнеса.
Общеизвестен тезис: «Основа рыночной экономики – малый бизнес». Но мало кто понимает, что он означает на самом деле. Почти всегда этот тезис интерпретируется как «по два ларька у каждого подъезда» или «куча малых предприятий у крупного завода для освоения прибыли». О самостоятельной ценности предприятий малого бизнеса в нашей стране никто и мысли не допускает.
На самом деле роль малых форм организации бизнеса заключается в следующем. Современная глобальная экономика – это сетевая экономика. Это сеть хозяйствующих объектов и субъектов. Любая современная корпорация – это сеть организаций и подразделений, организованных как малые предприятия (компании), связанные общей бизнес-моделью. Только так корпорация в состоянии быть конкурентоспособной в условиях глобального рынка. Жесткие административные вертикали – это гарантия неэффективности. В России сетевые модели организации корпораций крайне редки, так как цель российских корпораций не эффективная деятельность, а «переваривание» больших объемов государственных денег. Именно с этой целью и создаются корпоративные монстры. В российской реальности малые предприятия создаются вокруг предприятий гигантов (организаций, ведомств) с целью помочь потратить деньги. Это же относится к проекту Сколково. Это своеобразная выставка достижений научного хозяйства. Коррупционные скандалы здесь еще впереди. Но это тема другой статьи.
Малый бизнес рыночной экономики – это форма эффективного ведения любого бизнеса. В инновационной модели экономики – малый бизнес это еще и единственная форма ведения инновационной деятельности.
Непонимание этого, достаточно очевидного факта, проявляется в России повсеместно. Например, возьмем 217 ФЗ, разрешающий ВУЗам и НИИ создавать малые предприятия (МП) «для коммерциализации интеллектуальной собственности». По этому закону создать МП не проблема. Проблема заключается в возможности получения инвестирования на инновационные проекты. Инвесторы понимают 217 ФЗ – буквально. То есть МП должно своей деятельностью заменить и НИИ, и КБ, и Завод. Почитайте конкурсную документацию какого-нибудь стартап или венчурного фонда. Здесь вас любезно попросят описать и интеллектуальную собственность (замена НИИ); и проектные решения (замена КБ); и технологию, организацию и издержки производства (замена завода); и схему продаж (замена отделов сбыта и маркетинга); и дать всему этому еще экономическое обоснование, да еще в сравнении в отечественными и зарубежными конкурентами.
Не многовато ли для одного малого предприятия, которому инвесторы обещают в лучшем случае один миллион рублей. После этого инвесторы удивляются, почему так мало желающих работать в инновационной сфере.
Еще более серьезная проблема – это непонимание инвесторами и госорганами принципиальных различий между предприятиями малого бизнеса и малыми инновационными предприятиями. Вся поддержка инвесторов и госорганов направлена исключительно на поддержку действующих малых предприятий (любого вида бизнеса), кроме инновационных малых предприятий. Сюда же относится и проблема непонимания различий между инновационными и инвестиционными проектами.
Малое предприятие, успешно ведущее свой бизнес, для расширения бизнеса или изменения каких-либо рыночных показателей может попросить инвестиции (у банка, фонда поддержки и т.п.). Это инвестиционный проект, в котором требуется описать свою продукцию, объемы продаж, спрос, свое предприятие, потребителей, финансовые показатели за несколько лет и т.п. С получаемой дополнительной прибыли от инвестиций, предприятия и рассчитывается с инвестором. Все просто. Все прозрачно. Без рисков.
Другое дело инновационный проект. Есть идея в разной степени проработки. И больше ничего! Нет предприятия, нет рынка, нет спроса, нет финансовых показателей и т.п. Но инноватор просит денег на реализацию проекта. Сточки зрения инвестиционной методики оценки проекта любой инновационный проект – очень плохой (нет информации для оценки). Именно поэтому все как один инвесторы и «рубят под корень» все инновационные проекты. А соревнуются за выгодные инвестиционные проекты.
Малые инновационные предприятия (МИП) – это предприятия, выращивающие интеллектуальную собственность с целью дальнейшей перепродажи результатов крупным предприятиям для налаживания производства инновационной продукции. Сами МИП крайне редко могут наладить собственное производство. Это возможно только в некоторых специфичных видах деятельности, например в ИТ.
Кроме того, степень инновационности предприятий также сильно различается в зависимости от инновационного цикла жизни.
МИП может создавать интеллектуальную собственность (ИС). Может производить товары, на основе чужой ИС. Может продавать чужие инновационные товары. Может оказывать услуги, на основе чужих инновационных товаров.
Инвесторы и госорганы пока не делают никаких различий между всеми этими инновационными предприятиями. И, разумеется, активно поддерживают тем МИП, в которых уже налажено производство или использование инновационной продукции, вне зависимости кем, где и как создавалась интеллектуальная собственность. Для отчетов об инновационной активности это значения не имеет.
Но ценность для экономики представляют как раз предприятия, создающие интеллектуальную собственность. Так как именно эта деятельность является основой отечественной конкурентоспособной продукции.
С другой стороны, а куда же должны деться сотрудники НИИ и КБ в инновационной экономике? А вот именно они из своих лабораторий, отделов, подразделений и должны создавать совокупность МИП, объединенных общей бизнес-моделью сложного изделия. И результаты свой деятельности выгодно продавать по инновационной цепочке. Опять же с активным использованием внешних инвесторов.
МИП ранних инновационных этапов не могут в принципе заниматься производственной деятельностью (исследования и производство не совместимы). Деятельность этих МИП всегда лежит в зоне затрат и до прибылей еще очень далеко. Но именно это обстоятельство и является причиной отказа всех инвесторов всем инновационным проектам. Госорганы, отвечающие за создание и поддержку инновационной инфраструктуры в регионе, с удовольствием играют не устоявшимися терминами и понятиями, чтобы добиться красивой отчетности. То есть можно привести аллегорию: «Дали команду стрелять. Но не сказали куда. Отчитываемся стреляными гильзами».
То есть результаты инновационной деятельности подержанных МП никого не интересуют. Всех интересуют объемы потраченных денег.
Это же касается и деятельности Стартап и Венчурных фондов. Цель стартап фонда – создавать малые предприятия. Так намного проще и понятней создавать ларьки торгующие пивом, чем «мутные» инновационные предприятия. А для проформы можно у ларька попросить документ об интеллектуальной собственности. Например, ноу-хау. Что это такое? А это приказ по ларьку, о том, что в сейфе что-то лежит, ценностью в миллион долларов. Все формальности соблюдены.
Из сказанного можно сделать некоторые выводы. Во-первых, без активности инвесторов в «правильном» направлении шансов у инновационной экономики России нет совсем. Во-вторых, в переходный период роль государства (в лице ее региональных представителей) огромна. Эта роль заключается в установке «правил игры» и в точечном финансировании «правильных» решений. В-третьих, кадровый состав инвесторов и представителей госорганов должен быть квалифицированным именно в инновационной сфере.
Остановимся подробнее на структуре инновационной деятельности.
Начинается инновационная работа с появления идеи. Идей может быт много. Автором идеи может быть и ученый, и изобретатель, и инженер, и домохозяйка. Развитие и формализация идеи требует затрат. Первая формальная стадия (предпосевная) требует минимальных затрат и минимальной трудоемкости, и, как правило, затраты несет сам инноватор из собственных средств. Следующий этап (стадия) — посевной. Инвестором посевных проектов выступает Бизнес-ангел. Здесь уже требуется некоторая формализация идеи в виде посевного проекта. Требования к заявке здесь не должны быть высокими и сумма инвестиций также невелика. Но именно на этом этапе опытный инвестор уже может определить будущую сверхприбыль, не смотря на отсутствие гарантий и присутствие множества рисков и неопределенностей. Это и есть суть венчурного (рискового) бизнеса. Когда инвестор получает сверхприбыль как плату за риск. Наиболее удачные проекты перепродаются следующему (более крупному) инвестору. Причем, по цене на порядок выше вложенных предварительно средств. С этой цены и покрываются издержки по не прошедшим дальше проектам. И так происходит дальше, до тех пор, пока проект не попадет на крупное производство.
Это упрощенная схема. В реальности происходит все более тонко, через организацию МИП, через выкуп интеллектуальной собственности и т.п. Рамки данной статьи не позволяют подробнее останавливаться на этом вопросе.
Главное в инновационной схеме – это способ, при котором многим заинтересованным сторонам выгодно работать с рисковыми инновационными проектами.
Кто же эти заинтересованные стороны?
Это три вершины треугольника: Инноватор – Инвестор – Предприятие. Интересы всех сторон прописываются в инновационном проекте. Есть еще важный элемент в этой схеме. Это инновационный предприниматель. Это может быть представитель от одной из вершин треугольника. А может быть и человек со стороны.
В развитых экономиках существуют мощные силы притяжение вершин друг к другу. Инноватор ищет деньги на разработку инновации и предприятие для внедрения. Инвестор ищет выгодное вложение денег. Предприятие ищет инновации, для создания конкурентоспособной продукции. Механизм четко работает без управления сверху, без кнутов и пряников. Иначе дело обстоит в России. Каждая вершина требует от государства денег на инновации и инновационную инфраструктуру. И получив их, благополучно осваивает, без видимых результатов. И понятно почему это происходит. Только в единстве интересов всех сторон может появиться инновационная продукция. Предприятие не может в своих недрах генерировать инновационные идеи. У ученого нет своих денег на разработку проектов. И даже с деньгами без объекта внедрения инновация остается бумагой. Инвестор, без ученых и предприятий не может заниматься венчурным бизнесом.
Вот одна из главных ошибок государства при создании инновационной инфраструктуры. Это попытки финансировать стороны треугольника раздельно. Именно это и называется «правилами игры» инновационной экономики. Удачные правила создают силы притяжения. Неудачные – силы отталкивания (каждый осваивает деньги «у себя в норе»).
Помимо отсутствия «хороших правил игры» у каждой вершины треугольника имеются и свои собственные проблемы, наследуемые из старой экономики.
Предприятия, не зная законов инновационной экономики и не имея новых проектов от НИИ и КБ, пытаются внутри себя создавать инновационные отделы или перепрофилировать отделы маркетинга. И даже не делают попыток искать инновационные решения в науке или в ВУЗах.
Ученые ВУЗов не торопятся переходить от научных разработок к инновационным. Дело в том, что Наука это Деньги, переведенные в Знания, то есть в бумагу. А Инновации – это Знания, переведенные в Деньги, то есть в товар. Понятно, что генерация бумаги процесс более увлекательный чем, морока с внедрением. Поэтому любые деньги, выделенные на инновационную деятельность, рассматриваются как добавка к нищенской зарплате преподавателя-ученого. Особо следует отметить и саму программу подготовки специалистов в ВУЗах. До сих пор обучение ориентировано на старые модели экономики. Выпускники мало могут чем помочь предприятиям в работе в новых экономических условиях.
Инвесторы (пока) это «государевы люди», которым велено раздавать деньги. Ну где же это видано в России, чтобы чиновники с легкостью расставались с казенными деньгами. Очевидно, что пока в дело не вступят частные инвесторы с корыстными интересами заработать, дело инвестирования не тронется с мертвой точки.
Особое место и роль в процессе становления инновационной экономики отводится органам гос. власти, например, МЭРТ. Основная задача – выработка «правил игры» исходя из экономической политики государства и интересов своего региона. Но пока роль этого министерства сводится к пассивному наблюдению за мытарствами инновационных предприятий.
Отдельно необходимо остановится на вопросах инновационной инфраструктуры. Если посмотреть определения понятия «инфраструктура», то ничего нового мы там не увидим. Это совокупность объектов и субъектов, для организации какой-либо деятельности. Но и здесь инновационная экономика меняет традиционные понятия.
Инновационная деятельность требует инновационной инфраструктуры для повышения собственной эффективности. Но инфраструктура не гарантирует автоматического появления этой деятельности. Например, чтобы в пустыне появилась вода, надо найти источник воды (деятельность) и построить канал (инфраструктура). Но если просто построить канал, в надежде что вода как-нибудь сама там появится, то это ожидание, скорее всего, напрасно.
У нас инновационная пустыня. Нет даже намека на поток инновационных идей и проектов, так как нет соответствующих «правил игры». И в этой пустыне постоянно возводятся (или планируются) какие-то инфраструктурные элементы: технопарки, бизнес — инкубаторы, центры трансферта технологий и многое другое. Причем это явление характерно не только для тверской области. Все выставки и ярмарки инноваций по стране за последние годы характеризуются тем, что на них области и регионы «хвастаются» своими инновационными инфраструктурами и объемами потраченных денег. И почти никогда инновационной конкурентоспособной продукцией.
Складывается впечатление, что в нашей стране все затеи идут по одному сценарию. На государственные деньги надо сделать то, что потом можно легко приватизировать и использовать по другому назначению.
Пройдет время и в силу отсутствия инновационных проектов, все технопарки и инкубаторы станут обычными малыми предприятиями по производству «вилок и ложек» или будут просто сданы в аренду под офисы.
Все элементы инновационной инфраструктуры имеют вполне определенное назначение в инновационном цикле жизни. А именно в самом начале этого цикла жизни и поставлены мощные плотины против инновационных проектов. Зачем же тогда мы выстраиваем новые структуры, организации, предприятия, если по ним никогда не побежит инновационный поток?
В заключение следует отметить следующее.
Политика государства в области перехода на инновационные рельсы абсолютно правильная. Следует лишь добавить, что инновации нужны свои, а не зарубежные. Только это может спасти нашу экономику от деградации.
Конкурентоспособность продукции и предприятий может обеспечиваться только за счет разработки и внедрения инноваций.
Инновационная экономика устроена принципиально иначе чем, ранее используемые модели экономик. Не знание ее законов не освобождает страну от проблем, возникающих при вступлении в ВТО.
Необходимо решать ряд острых проблем, связанных с переходом на новую модель экономики. К таким проблемам относятся:
Тотальное незнание устройства инновационной экономики;
Отсутствие инновационных «правил игры»;
Отсутствие поддержки ранних этапов инновационной деятельности;
Разрыв между научными и инновационными разработками;
Отсутствие инновационных кадров.
Следует предложить в качестве первоочередных следующие мероприятия в Тверской области:
Информирование. Широкое освещение всеми средствами фундаментальных перемен происходящих в экономике страны.
Правила игры. Перед решениями по инфраструктуре следует разработать «правила игры» для инновационной деятельности.
Конкурентоспособность предприятий. Все инновационные мероприятия и ассигнования должны быть увязаны с задачами повышения конкурентоспособности предприятий тверской области.
Роль вузов. Изменение роли вузов в инновационной экономике выражается в подготовке специалистов, умеющих работать в новых условиях и приходящих на предприятия с готовыми инновационными проектами.
Роль инвесторов. Изменение роли тверских инвесторов должно выражаться, в первую очередь, в активизации инновационной деятельности предприятий тверской области. И лишь во вторую, в инвестировании выгодных проектов любого типа.
Методические разработки. Необходимо организовать и найти средства для разработки пакета методических материалов по инновационной экономике тверской области.
Роль МЭРТ. Необходимо активизировать деятельность МЭРТ тверской области в плане организации и поддержки деятельности инновационных предприятий.
Уровень решений. Необходимо поднять уровень принимаемых решений до первых лиц области и города. Кабинетные переговоры, как правило, не приводят к решению инновационных задач.
Сергей СЕМЕНОВ, доцент кафедры менеджмента Тверского государственного технического университета
Добавить комментарий