– Александр Николаевич, каковы задачи контроля в сфере нормотворчества?
– Основы всей деятельности субъекта Федерации и каждого муниципального образования заложены в принимаемых законах и постановлениях, начиная с бюджета, который прогнозирует развитие на год, и заканчивая частными вопросами. Чтобы вся эта деятельность осуществлялась в соответствии с федеральным законодательством, прокурор осуществляет надзор, изучая как принятые нормативные документы, так и проекты этих документов. По проектам законов и постановлений Правительства, Законодательного Собрания прокуратура дает предварительные заключения. По сути дела, по каждому вопросу прокурор высказывает свое мнение. Бывает, что приходится настаивать на доработке принимаемых нормативных актов. Так, за 2012 год прокуратурой области подготовлено 92 заключения на проекты нормативно-правовых актов Законодательного Собрания, из них 48 отрицательных. Главным образом потому, что выявлялись факты несоответствия федеральному законодательству либо недостатки в юридическом оформлении. Выявлялись и коррупциогенные факторы, то есть признаки того, что данный документ может способствовать коррупционным действиям. В сравнении с 2011 годом почти в три раза (с 186 до 519) увеличилось количество подготовленных прокуратурой заключений на проекты нормативно-правовых актов Правительства Тверской области, из них отрицательных – 128.
С учетом заключений прокуратуры области предотвращены нарушения по подготовленным правовым актам в различных сферах. В частности, прокуратура настояла на изменении заниженных нормативов, принятых в Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2012 году. В результате региональная программа бесплатной медицинской помощи была приведена в соответствие с федеральными стандартами. В прошлые годы прокуроры нередко выступали с законодательной инициативой. Так, именно с подачи прокуратуры были приняты актуальные законы Тверской области о добровольных дружинах, о так называемом «комендантском часе» для детей.
– В Тверской области 405 муниципальных образований, где имеются свои исполнительные и представительные органы, как удается контролировать их нормотворчество?
– Да, здесь есть с чем работать. В 2012 году органами местного самоуправления области принято 4767 нормативных правовых актов. В целях приведения этих документов в соответствие с федеральным законодательством прокурорами в течение прошлого года было оспорено 1896 нормативных правовых актов. Результаты есть – к настоящему времени 1881 документ приведен в соответствие с законом.
Основная проблема в том, что во многих муниципальных образованиях не хватает специалистов юридического и экономического профиля, почему и встречается много ошибок в документах какого-либо поселения. В этих целях мы ведем большую разъяснительную работу. Кроме того, районные и межрайонные прокуроры готовят так называемые типовые акты и предоставляют такие проекты органам местной власти.
– Некоторые руководители, наоборот, настолько поднаторели в составлении документов, что научились извлекать из них личную выгоду в обход закона.
– Важным моментом является проверка всех нормативных актов на коррупциогенные факторы. За 2012 год прокурорами проведены антикоррупционные экспертизы по 4097 нормативным актам. Мы выявили 122 нормативно-правовых акта, в которых установлено 242 коррупциогенных фактора. Это число из года в год растет.
Больше всего коррупциогенных факторов выявлено в актах, регулирующих сферу землепользования – 103 нарушения. Хотя уже не стало такой массовой раздачи земель, как было в начале 2000-х годов, но местные органы самоуправления нередко нарушают порядок выделения земельных участков. В прошлом году в Калязинском районе было выявлено много фактов незаконного выделения земель. Были такие факты и в Осташкове, в Конаково.
Многие вопросы связаны с государственными заказами, когда нарушается порядок проведения закупок. У нас до сих пор некоторые руководители, как помещики, привыкли распределять бюджетные деньги по своему усмотрению. А за это существует ответственность, причем серьезная.
Согласно федеральному закону № 172 антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов обязательна. Однако проверки показали, что в 35 муниципальных образованиях до вмешательства прокуратуры такие экспертизы не проводились. Прокуроры вынуждены через суд настаивать на выполнении этого требования. Так, прокурор Селижаровского района обратился в районный суд, чтобы обязать Собрание депутатов Селижаровского района проводить антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Решением Селижаровского районного суда требования прокурора удовлетворены.
– Сегодня зачастую граждане обращаются в прокуратуру, когда страдают от последствий незаконных постановлений, распоряжений.
– Любой незаконный правовой акт, а тем более содержащий коррупциогенный фактор, к сожалению, может повлечь за собой негативные последствия, — кто-то может «потерять» землю, кто-то заплатит за те или иные услуги по завышенным ценам и тарифам. Хотелось бы, чтобы наше население понимало, что вся жизнь, вся деятельность должны соответствовать закону. При этом в разных сферах правоотношений и повседневной жизни имеются подзаконные акты, то есть нормативные документы, которые определяют механизмы применения законов на конкретных территориях, издаются в их развитие. Верховенство же безусловно принадлежит федеральному законодательству.
Марина РУЧКИНА
Добавить комментарий