Пассажирские перевозки делятся на регулярные, предполагающие движение автобусов по расписанию, и разовые, когда автобус заказывают специально для группы людей. При этом для регулярных перевозок требуется получение лицензии. Это, в свою очередь, обязует перевозчика иметь соответствующую ремонтную базу, оборудованные стоянки для автобусов, проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Для заказных перевозок лицензирования нет.
Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение палаты проект, который закрывает лазейку в законодательстве, до сих пор позволяющую осуществлять междугородние и межмуниципальные пассажирские перевозки без лицензии, сообщает официальный сайт нижней палаты парламента.
Предложение ввести лицензирование авторы законопроекта объясняют тем, что при нелицензированных перевозках происходит на 20 процентов больше аварий, а следовательно, и смертей пассажиров, чем на лицензированных. Два серьезных ДТП произошло в прошлом году в нашей области.
С другой стороны, что также немаловажно, работа на маршрутах нелицензированных перевозчиков ставит под угрозу деятельность муниципальных автотранспортных предприятий (одно из них, в Удомле, фактически уже прекратило работу), которые работают на социальных маршрутах, перевозя пенсионеров и школьников.
– Наше предприятие, – рассказывает и.о. директора МУП «Автокомбинат» Вышневолоцкого района Владимир Семёнов, – обслуживает пять муниципальных маршрутов. Десятки лет мы прекрасно работали по согласованию с муниципальными образованиями и населением. Расписание движения автобусов и количество рейсов знали все пассажиры. Люди были довольны. Но после того как, например, на маршруте Удомля – Тверь появилось пять нелицензированных автобусов с табличкой «Заказной», выручка у нашего АТП упала на 50–60 процентов. Средств перестало хватать даже на топливо.
Подобная ситуация, по словам Владимира Семёнова, и на маршрутах Вышний Волочёк – Удомля, Вышний Волочёк – Максатиха. Поэтому многие регулярные маршруты «Автокомбинат» сегодня отменил. Главы некоторых муниципальных образований указывают на необходимость наличия конкуренции. Она, конечно, должна быть, но в данном случае это конкуренция нездоровая. Регулярные автобусы забирают пассажиров в каждом населенном пункте, где предписано маршрутом. «Заказные» же ходят неизвестно когда и как, выполняют исключительно длинные рейсы, не затрудняя себя заездом в деревни и села. Дошло до того, что жители села Каменки Вышневолоцкого района вообще собрались перекрывать дорогу, так как выехать им куда-то из села не на чем. Какая это конкуренция? К тому же социальные перевозки «заказные» автобусы не осуществляют: не выгодно им это.
– Логика этих перевозчиков проста и прозрачна, – отмечает министр транспорта Тверской области Андрей Суязов. – Подобные перевозчики преследуют цель занять транспортный рынок, удалив при этом все муниципальные автотранспортные предприятия, которые должны тратить колоссальные средства на установку современного оборудования, внедрение новых транспортных технологий, в том числе по соблюдению правил безопасности и борьбы с терроризмом. Для достижения своих целей владельцы автобусов под маркой «Заказной» продают билеты по ценам ниже официальных, отправляются за несколько минут до отхода регулярных автобусов, с каких угодно мест, а, чтобы не упустить выгоду, работают на самых оживленных маршрутах, между густонаселенными городами и сельскими поселениями. Но при этом, надо отметить, медицинский контроль над водителями отсутствует, как и контроль над скоростью движения «заказных» автобусов. А когда такие перевозчики займут рынок, цены на билеты сразу вырастут и будут гораздо выше сегодняшних.
К сожалению, несмотря на то, что «заказные» перевозки осуществляются с дублированием межмуниципальных маршрутов перевозок междугороднего сообщения, действующее законодательство не позволяет привлечь их организаторов к ответственности. Тем не менее бороться с ними, пока не вышел новый закон, надо. Иначе велик риск, что перевозки в сфере транспорта перейдут в разряд стихийных.
– Рычагов у федеральных структур для наведения порядка в отрасли достаточно, – считает Андрей Суязов. – Три крупных компании-перевозчика, осуществляющих свою деятельность в том числе по «заказным» маршрутам, зарегистрированы по одному адресу: Тверь, улица Коминтерна, 91А. Все «свои», все «родные». Что мешает там навести порядок?
Тем не менее управление государственного автодорожного надзора по Тверской области ограничивается лишь проверками в рамках операции «Автобус». По словам заместителя начальника управления Игоря Кузнецова, в 2012 году при проведении этой операции на ряд компаний, а также на водителей автобусов составлены протоколы. Многие привлечены к административной ответственности. С 1 апреля вступают в силу статьи закона об обязательном страховании пассажиров на общественном транспорте, что, безусловно, положительно скажется на ситуации на рынке в целом.
– Пока же федеральное законодательство не позволяет нам направить нерадивых перевозчиков в законное русло деятельности. Это мы признаем. Тем не менее управление готово выполнять рекомендации глав муниципальных образований и мониторить ситуацию, – отмечает Игорь Кузнецов.
– Нам надо быть более «зубастыми», подключать к работе с «заказными» перевозчиками правоохранительные органы, суды. Муниципалитеты могут создавать для контроля над ситуацией комиссии и смотреть, кто и как перевозит людей, – считает Владимир Семёнов.
– Можно и нужно принимать меры заградительного порядка, – уверен и.о. главы Осташковского района Вячеслав Лебедев. – Например, главам муниципалитетов запрещать посадку пассажиров в неустановленных местах. ГИБДД более активно работать с местными администрациями, РЭК – регулировать цены на билеты.
А старший прокурор отдела по надзору за федеральным законодательством прокуратуры области Павел Фёдоров добавил к этому необходимость проверки договоров аренды заказными перевозчиками помещений и исполнения ими устава предприятия.
Станислав Шутов
Добавить комментарий