Согласно принятому генеральному плану областной столицы, «важнейший аспект вхождения Твери в геоэкономическое пространство – реализация проекта международного аэропорта Мигалово».
Вопрос о реализации в Твери проекта пассажирского аэропорта, который базировался бы на территории Мигалова, а также о развитии гражданской авиации в целом обсуждается уже не один год. Так, в 2006 году в столице Верхневолжья состоялся круглый стол «Перспективы развития гражданского сектора аэропорта Мигалово», но дальше обсуждений дело тогда так и не пошло. В 2010 году вновь вспомнили об идее развития гражданской авиации. И опять затихло. Однако прежде чем мечтать о полетах за границу прямо из Твери, минуя Москву, стоит разобраться, почему же от разговоров так и не перешли к делу? Да и нужен ли в принципе Твери гражданский аэропорт?
Мигалово как «Шереметьево-2»
Военный аэродром «Мигалово» на протяжении многих лет использовался и для гражданских целей. С 1995 года у него появился статус аэродрома совместного базирования авиации Министерства обороны РФ и гражданской авиации. Особенно востребован он был в нештатных ситуациях: например, при закрытии аэродромов московской зоны – в основном по метеоусловиям – для приема и выпуска воздушных судов. Здесь выполняли посадки пассажирские самолеты различных авиакомпаний, в том числе зарубежных. Некогда в Мигалове базировались группа руководства и техническая группа обеспечения аэропорта Шереметьево, и потому «среди своих» наш аэродром часто называли «Шереметьево-2».
С конца 1990-х годов в Мигалове базировался филиал государственной транспортной компании (ТГК) «Россия», который выполнял грузовые перевозки, причем достаточно активно. Началось движение вперед и в сфере гражданского сектора авиации в Твери. Для создания зоны гражданской авиации на территории Мигалова был выделен земельный участок площадью 14,1 гектара: территориально он примыкал к летному полю аэродрома, где и предполагалось развивать гражданский сектор. Однако в 2002 году все планы, скажем так, приостановились. ГТК «Россия» посчитала, что необходимо сосредоточить усилия на перевозке должностных лиц, а коммерческую составляющую убрать, и филиал транспортной компании был расформирован.
В том же 2002 году было решено создать организацию, которая смогла бы сертифицировать аэродром, довела бы его до нормы годности гражданских аэродромов, как это предписано Воздушным кодексом России и рядом других документов. Было образовано ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис», которое приступило к реализации программы.
Посадки в Ярославле, контроль – в Твери
С 2004 года ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис» получило в аренду эти самые 14,1 гектара земли вместе с располагавшимся на нем одноэтажным зданием, оборудовало в нем лабораторию, обзавелось складскими помещениями и ангаром, бетонной площадкой для технического обслуживания, а также всеми средствами наземного обслуживания. В общем, создало и сертифицировало так называемую авиационно-техническую базу – коммерческую организацию, которая занимается техническим обслуживанием и ремонтом гражданских воздушных судов. Здесь выполнялись работы на различных типах воздушных судов: Ил-76 нескольких модификаций, Ан-12, Ан-74, Як-40, Ту-134.
– Мы заключили договор с Министерством обороны РФ на совместное базирование; ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис» было включено в распоряжение Правительства РФ как предприятие, которому разрешено базирование на этом аэродроме. С 2005 года, когда договор был заключен впервые, и до конца 2011 года (практически шесть с лишним лет) мы активно работали, развивались, вкладывали средства и к концу 2011 года уже имели достаточно серьезную производственную базу. Одним словом, было создано все, что является начальным этапом гражданского сектора, – рассказывает участник реализации программы Генрих Левкович.
ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис» смогло получить свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к полетам как гражданского. Он был включен в перечень аэродромов гражданской авиации, то есть в Твери открывалась реальная перспектива дальнейшего развития гражданского сектора.
Однако в 2011 году Министерство обороны в одностороннем порядке расторгло договор с ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис» о совместном базировании (что является, в общем-то, незаконным): в приеме гражданских воздушных судов было попросту отказано. Организация, которая использовала длительные и устойчивые договорные отношения, которая создала условия для развития, вложила деньги инвесторов, вдруг оказалась на грани умирания. Встал вопрос: что делать? Закрывать предприятие? Разгонять людей? Но ведь тогда будет утеряно то, что нарабатывалось годами по развитию гражданского сектора в Твери.
– Мы нашли выход из положения, – поясняет Генрих Левкович. – Из Твери нам пришлось уйти в Ярославль. Те самолеты, которые по плану технического обслуживания идут в Тверь, стали сажать в Ярославле, на аэродроме «Туношна». Для нас это крайне затратно. Самолет садится в Ярославле, и те работы, которые надо выполнять непосредственно на воздушном судне, выполняются также в Ярославле. Но поскольку в Твери у нас лаборатория, проверочная аппаратура, все системы контроля за работой оборудования, то «начинку» самолета нам приходится везти в Тверь.
Генрих Левкович добавил, что с 2011 года, когда и началась вся эта «катавасия», ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис» прошло множество инстанций, обращалось за помощью даже к начальнику Генерального штаба и главкому Военно-воздушных сил, но – безрезультатно.
…Что думают о планах создать в городе гражданский аэропорт тверитяне? Особенно жители поселка Мигалово? Конечно, не всех радуют пролетающие над городом самолеты, однако, как ни странно, многим опрошенным автором этой публикации тверитянам идея создания пассажирского аэропорта не кажется из ряда вон выходящей: напротив, многие «за».
А вот будет ли все-таки гражданский сектор авиации развиваться в Твери или нет – поживем увидим.
Генрих Левкович, заместитель председателя общественной палаты Твери:
Без гражданского аэродрома не обойтись
– Развитие в Твери гражданской авиации в принципе необходимо. Географическое положение города таково, что через него проходят железная дорога, автомобильная трасса, водная магистраль, существует перспектива строительства скоростной железной дороги, и это всё вкупе позволяет говорить о том, что через 10–15 лет аэродром Мигалово будет находиться в таком центре транспортных коммуникаций, что его просто невозможно будет не использовать. К этому времени нужно ведь гражданскую авиацию развить. Министерство обороны планирует глубокую модернизацию аэродрома. На этом этапе работы и должны «вклиниться» наши гражданские структуры, которые планируют развитие города. Но действовать нужно уже сейчас: вложить бюджетные средства области, чтобы гражданским сектором авиации владел регион, а не какое-то ЗАО. Возможно, имея наработки «Авиа-Тверь-Сервис», можно было бы дальше развить этот сектор. Если эту тему сейчас не поднимать, забыть, то выходит, что будущего у Твери как у авиационного города нет. Я уж не говорю о грузовых перевозках. С развитием экономики предполагается значительный рост количества перевозок, востребованность в том числе и авиационной составляющей. И когда московская зона захлебнется в пассажиропотоке, грузопоток – вот он – и пошел на периферию, то есть в Тверь.
Леонид Мусин, президент Тверской торгово-промышленной палаты:
Нужно развивать транспортную авиацию
– Основной целью при планах создать пассажирский аэропорт в Твери всегда была необходимость разгрузить Москву. Это, конечно, хорошо, однако есть одно «но». Представьте, какой путь человеку придется проделать из Твери в столицу. Я считаю, что вокруг Москвы существует немало других аэропортов, которые ближе и удобнее расположены к столице, для развития которых к тому же требуется меньше инвестиционных вложений. Наша мечта по созданию международного пассажирского аэропорта может остаться мечтой: слишком много средств потребуется для его развития. К тому же существует еще одна проблема: посадка происходит фактически над городом, что довольно опасно. Я мечтаю, чтобы такой аэропорт у нас был и украсил бы в том числе и экономику города и области. Но Тверь не такой уж большой город, чтобы отсюда летало много народа. Тем не менее, по моему мнению, в рамках гражданской авиации должна развиваться транспортная авиация по перевозке грузов, которая, в принципе, и так в Твери имеет место быть. За счет развития такой авиации как раз и можно было бы разгрузить Москву.
Александр Сорокин, директор экологического центра ТвГу, эксперт Общественной палаты Тверской области:
Экологические риски существуют
– Вообще, я против любого появления любых источников экологической опасности на территории Твери и области. В начале 1990-х годов по поводу создания аэропорта в городе даже велась дискуссия. Была создана специальная комиссия, которая дала отрицательное заключение. Тогда речь шла о безопасности тверитян, над головами которых летали самолеты, а с развитием гражданского сектора их могло значительно прибавиться. Аэропорт Мигалово, кроме того, несет в себе еще одну проблему: загрязнение грунта и подземных вод авиационным керосином. Еще отмечу: роза ветров в Твери такая, что ветер дует в основном с западной стороны на восточную, как раз оттуда, где и располагается Мигалово. Кроме того, аэродром находится выше течения реки Волги, что с экологической точки зрения очень плохо: вся загрязненная вода течет в город.
Екатерина ГАЛЯМИНА
Добавить комментарий