В последние годы столицу нашей родины Москву все чаще сотрясают громкие противостояния «общественности» и «власти» из-за сносов памятников архитектуры по распоряжению или с молчаливой согласия Московского правительства.
В цене – территории для новой застройки. Сбережение чего-то исторического, высокохудожественного, создающего атмосферу в древнем городе стало совсем ненужным. Создание, так называемой, «современной городской среды», лишенной обременительных памятников истории и культуры, вошло в моду.
За столицей выстраиваются внимающие регионы. Избавляются от памятников (или не замечают их, пришедших в упадок) районные центры, а на территориях – Ну что Вы? Какие памятники? Еще немного, и эти руины перестанут раздражать наш глаз!
А когда эти «руины» украшали землю, радовали глаз!
Когда-то Российская империя была устроена разумнейшим образом. По всей территории страны, кроме городов и поселков, были «рассыпаны» и сельские экономические и культурные центры – крупные и средние землевладения, в центре каждого – усадьба.
Это скромный или помпезный усадебный дом, флигель и, обязательно, церковь. Мы называем теперь эти церкви «усадебными». Архитектура, качество выполнения стен, сводов, декор были, как правило, очень высокого качества.
Были и «приходские церкви», построенные «всем миром» на деньги, собранные народом или подаренные разбогатевшим в городе односельчанином.
Но прошли многие десятилетия. Борьба классов, воины, опустошение огромных территорий. Далеко не все усадьбы уцелели и только избранные были восстановлены. Усадебные дома исчезли с лица земли. Исчезали и села: и от войн, и от исторически недавних реорганизаций сельской жизни.
Оставались церкви. В новые времена эти церкви перестали быть колхозными складами, клубами, цехами. В результате, они лишились кровель, а также какой-либо защиты со стороны государства в качестве памятников архитектуры. Некоторые из них стали служащими, вновь созданные приходы по мере сил пытаются сохранить, восстановить эти прекрасные памятники истории и культуры России, но до 70% сельских церквей оказались бесхозными, и время довершает их разрушение. Состояние таких церквей, за редчайшим исключением, является крайне аварийным. Эти свидетели и субъекты русской истории, замечательные образцы архитектуры и живописи, которыми бы гордилась и дорожила любая другая страна – у нас обречены погибать.
Богоявленская церковь в с. Еськи Бежецкого р-на Тверской области – одна из таких церквей. Построенная в конце XVIII века, в середине XIX века она была расписана бригадой знаменитого иконописца Самсона Пешехонова – уроженца этого же села. Мы узнали о Богоявленской церкви из рассказов искусствоведов, которые говорили о выдающемся качестве живописи на её стенах. Несмотря на полную заброшенность храма, живопись сохранилась в достаточно хорошем состоянии.
Мы нашли эту церковь в 2008 году и 31 мая 2009 года провели там первый воскресник.
Церковь стоит на центральной площади большого села. Эта площадь каждое лето зарастает джунглями борщевика. Целью нашего первого воскресника и было выкашивание борщевика вокруг храма.
А дальше — мы собирали благотворительные пожертвования и летом 2009 г. ремонтировали сохранившиеся крыши апсиды и трапезной. Мощная стропильная система XIX века на трапезной, также как и стропильная система на своде апсиды хорошо сохранились и требовали только частичного ремонта.
Дальше стояла задача восстановить крышу четверика, на стенах которого находится основная часть замечательной настенной живописи, в том числе центральный сюжет на западной стороне четверика «Изгнание торгующих из храма», уникальный по размеру и качеству исполнения. Сбор средств и быстрые интенсивные работы, чтобы успеть до начала дождей в жаркое лето 2010 г поставить крышу, закрыть четверик – вот наша задача 2010 года И мы её выполнили. Настенная живопись Богоявленского храма пока спасена.
Для того, чтобы вывести всю эту церковь из аварийного состояния, требуется провести ещё целый ряд противоаварийных работ. На это пока нет средств, и неизвестно, откуда эти средства брать.
Следует сказать несколько слов вообще о состоянии сельских церквей на территории РФ и подходе Центра «Сельская церковь» к проблеме их сохранения.
Анализ ситуации
Множество сельских церквей – духовный каркас огромных территорий России. Это не абстрактные «объекты культурного наследия», а прекрасные образцы архитектуры, ключевые элементы национального ландшафта, уникальные памятники истории России, сохраняющие основы национальной и культурной идентичности народа.
Сельские церкви, по-прежнему, видны издалека. Но, приближаясь к каждому бесхозному храму, мы видим картину нарастающего разрушения.
Этим храмам необходимы срочные противоаварийные работы. Если не провести эти работы в ближайшее время, наши сельские церкви в подавляющем большинстве своём не смогут дождаться возрождения села, в то время как сами они для этого возрождения абсолютно необходимы.
Министерство культуры и Служба заказчика Патриархии Русской Православной Церкви предпринимают на этом поле точечные усилия, которые не меняют картины в целом. Подвижнические усилия церковных сельских приходов также имеют локальный характер и часто явно недостаточны для сохранения церковного здания.
У нас на глазах продолжают погибать множество храмов. Например, в Тверской и Новгородской областях на грани полного разрушения находятся около 1000 бесхозных церквей, в Ярославской – около 600.
Бесхозные церковные здания с каждым годом разрушаются все сильнее, в последние годы многие из них подошли к рубежу, когда процессы разрушения начинают ускоряться в геометрической прогрессии.
Запустение и разрушение вековых храмов создает угнетающую атмосферу в сельскохозяйственных регионах страны и без того депрессивную. Для людей, осознающих связь традиции с современностью, очевидно, что программа возрождения сельского хозяйства страны может оказать спасительный эффект лишь при условии одновременного возрождения здорового уклада жизни в российской глубинке, а здесь без приведенного в порядок сельского храма не обойтись.
Село с восстановленным храмом (ещё и газифицированное) станет особенно привлекательным для тех, кто должен будет возрождать агросектор нашей экономики. Русские из городов, других областей, из республик СНГ, мигранты других национальностей окажутся в атмосфере традиционной русской культуры.
Русская цивилизация в настоящее время подвергается проверке на прочность со стороны различных этнокультурных влияний: с одной стороны, европейского протестантизма, с другой – мусульманства. В этих условиях мы обязаны восстановить все уцелевшие православные храмы на территории России. Повсеместное же пренебрежение православными храмами на наших бескрайних просторах подрывает международный авторитет России, авторитет русских в среде других народов нашей Федерации, лишает ориентиров подрастающие поколения.
Национальная программа спасения сельских церквей
Пришло время для разработки и осуществления национальной программы спасения всего множества сельских церквей России.
Не реставрация, а значительно более дешёвая и, что особенно важно в настоящее время, значительно более быстрая консервация, проведение противоаварийных работ на церковных зданиях должны стать содержанием этой программы (условно: программа «Сельская церковь России»). Остановить процессы разрушения, удешевить будущую реставрацию, создать в храмах условия для богослужений, подготовить церковные здания к использованию в качестве объектов туристического показа, как это делается в Европе – вот основные цели программы
В короткие сроки очевидно должен быть произведён опережающий учет всех разрушающихся сельских церквей, в первую очередь бесхозных, как находящихся в наиболее угрожающем состоянии. Учёт должен включать в себя определение ориентировочных затрат на первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а так же сопровождаться фиксацией наличия или отсутствия группы людей, заинтересованных в восстановлении данного храма (приход, группа энтузиастов).
Для определения приоритетов при распределении средств на противоаварийные работы и для контроля за их распределением целесообразно создать региональные Экспертные советы (Общественные советы) при Региональных Дирекциях (при региональных общественных организациях или при госорганах охраны культурного наследия). Экспертный совет, получив результаты учёта по каждому данному региону, сможет определить очерёдность финансирования сельских церквей, подлежащих консервационным и противоаварийным мероприятиям.
В состав Экспертных советов должны входить высококлассные профессионалы-реставраторы, представители региональных государственных органов охраны памятников, представители епархий, а так же представители общественных организаций, зарекомендовавших себя в качестве честных и принципиальных поборников спасения нашего культурного наследия.
Очевидно, определяющими моментами при выборе приоритетов должны быть: техническое состояние церковного здания; историческая и архитектурная ценность; природно-географическое расположение церкви (у дорожной магистрали, на туристическом маршруте, у реки или озера, в большом селе и т.д.).
Часто эти приоритеты пересекаются. Например, село Замытье Рамешковского р-на Тверской обл. – огромная, заброшенная церковь великолепной архитектуры в ещё очень хорошем физическом состоянии, но уже с поврежденными временем куполами и кровлями. А под ними – уникальная роспись на сводах и стенах.
Вокруг церкви – очень большое село Замытье. В церкви необходим немедленный ремонт кровель и куполов, входных дверей, расчистка внутренних помещений от мусора и остатков временных перегородок.
Другой пример – деревянная церковь св. Георгия (1741г) в д. Ручьи Крестецкого района Новгородской области. Типичный для своего времени храм близок к полному разрушению, хотя в деревне есть зажиточные крестьянские хозяйства и энтузиасты-краеведы. На кладбище, рядом с церковью, находится могила всемирно известного поэта-символиста Велемира Хлебникова (ум. в 1922г), в сельском доме культуры действует музей поэта. Для инициирования консервации и реставрации церкви (замена кровли и куполов, вычинка стен, интерьерные работы) нужен лишь начальный импульс, озвученная государством установка на сохранение подобных памятников. И в них вернется жизнь.
При осуществлении программы спасения сельских церквей необходимо максимальное привлечение общественных организаций, работающих в области сохранения культурного наследия.
Благодаря энтузиазму общественных организаций их привлечение обеспечит необходимую интенсивность выполнения программы, прозрачность расходования средств.
Источники финансирования
Основным источником финансирования должны стать государственные инвестиции.
При современном разрушении сельскохозяйственного производства, опустынивании огромных территорий России необходима государственная помощь восстановлению погибающих сельских церквей, как условию возрождения сельскохозяйственных территорий. Эта помощь может быть реализована через государственные, так называемые национальные, программы. В первую очередь, через программу возрождения сельского хозяйства.
Мы надеемся, что в бюджете Национальной программы возрождения агросектора нашей экономики на ближайшие три года, появится строка: «Спасение духовного и культурного наследия на сельских территориях». Может быть дополнительно необходимо принятие специального Распоряжения Президента или Правительства о благотворительной деятельности в отношении сельских церквей, как это было, например, в отношении воссоздания Храма Христа Спасителя.
Предстоящие трудности
Есть проблемы, которые уже возникают и возникнут в будущем даже при наличии финансирования.
Главная предстоящая трудность: незаинтересованность субъектов восстановительных работ – заказчиков и подрядчиков – в ограничении финансирования каждого конкретного объекта – сельского храма – затратами на противоаварийные работы и консервацию. Экономически выгоднее и организационно легче производить на объекте полный цикл реставрационных работ с позолотами, восстановлением живописи и так далее, нежели мотаться по территориям от храма к храму, ремонтируя кровли, укрепляя своды и стены, закрывая окна и двери столяркой. Для преодоления этой незаинтересованности необходима направленная воля Государства, Патриархии, общества.
Предстоит столкнуться с острой нехваткой кадров реставраторов – архитекторов и инженеров. За годы перестройки реставрация, как отрасль, оказалась практически разрушенной. Произошла соответствующая потеря кадров профессионалов.
Предстоит столкнуться с нехваткой достаточно подготовленных рабочих: кровельщиков, каменщиков, плотников.
Благочиния испытывают недостаток священнослужителей. Эта проблема решается сейчас и может решаться в будущем системой так называемых «приписных» церквей, кроме того, приведённая в порядок церковь может использоваться местными жителями в качестве часовни – до лучших времён. Может быть использована она и как объект туристического показа, место выставок по истории села и прихода, истории строительства и реставрации храма.
Возрождение заброшенного сельского храма не только объединит людей благородной целью, но и придаст новый вид данной местности, повысит стоимость земли, увеличит инвестиционную привлекательность региона.
Противоаварийные работы на бесхозных сельских церквях естественно было бы организовать государству, может быть, через специально созданное Управление при Министерстве культуры (здесь еще сохранились кадры и методики). Несомненна помощь этим работам со стороны бизнеса и общественных организаций, работающих в области культуры.
Есть соответствующий зарубежный опыт участия государства в спасении пустующих церквей – памятников культуры. Так, в Германии существует Фонд «Государство и церковь», задачей которого является содержание церквей, не имеющих приходов.
Церковные территории, сохранение исторического ландшафта
Сельская церковь является стержнем национального русского ландшафта, недостающей вертикалью на русской равнине. Поэтому представляется особенно важным сохранение исторического природного ландшафта вокруг церковного здания. Недопустима современная застройка прицерковной территории, когда 2-х, 3-х этажные коттеджи ставят сравнимыми по высоте, а то и выше памятника архитектуры — исторической доминанты.
Поэтому в программу возрождения сельских церквей должен обязательно войти пункт о благоустройстве прицерковной территории и о необходимом регулировании окружающей застройки.
Особое внимание должно быть уделено благоустройству прицерковного кладбища. Кладбища у стен сельских церквей в настоящее время переполнены сверх всякой меры и представляют собой хаотическое нагромождение практически недоступных могил. Как показывает опыт, приведение в порядок сельского храма отзывается кардинальным улучшением состояния кладбища. Люди начинают ухаживать за могилами, следят за чистотой кладбища, прекращаются захоронения у самих церковных стен.
Благоустройство прицерковной территории и кладбища могут финансироваться за счёт местных бюджетов (или если церковь может стать частью туристического маршрута – за счет инвестиций со стороны туристического бизнеса).
У стен огромного большинства сельских церквей находятся памятники воинам Великой Отечественной Войны, погибшим на её фронтах или пропавшим без вести. Это крестьяне села и окрестных деревень, входивших в приход данного храма, знаменитая русская пехота. Когда-то в атеистическом обществе, установленные у стен храмов, эти памятники оказались теперь стоящими на фоне церковных руин.
В рамках программы спасения сельских церквей России должны быть предусмотрены не только ремонт и благоустройство этих памятников крестьянам, павшим на фронтах нашей Великой войны, но и финансирование ремонта храмов, у которых эти памятники стоят. Такие мероприятия могли бы осуществляться за счёт средств Министерства Обороны.
Заключение
Сельские церкви – это особый класс памятников архитектуры, с особой судьбой, с особым значением для народа и территорий России. С потерей его Россия потеряет слишком многое.
Полуразрушенная сельская церковь, пожалуй, самая пронзительная нота в симфонии современной русской культуры. Пушкин, Гоголь, Мусоргский и Репин, еще, слава Богу, не требуют специальной охраны и к их произведениям не прибавляют слово «памятник». Другое дело, Львов, Баженов и сотни замечательных русских архитекторов и инженеров, тысячи русских строителей и живописцев. Чтобы их произведения не исчезли полностью с лица земли нашей, им присвоили особый статус «памятников культуры» и стали особо охранять. Но где эта охрана сегодня?
Светлана Александровна Мельникова – Руководитель Благотворительного Общественного Центра «Сельская церковь»
Добавить комментарий