Сегодня в нашей стране отмечается День российской науки. Праздник с интересной историей и большой важности. В Советском Союзе он всегда отмечался в третье воскресенье апреля, так как между 18 и 25 апреля 1918 года В.И. Ленин составил свой «Набросок плана научно-технических работ». С того времени наука в нашей стране сделала колоссальный рывок. Научный прогресс пережил свою революцию – научно-техническую, и сегодня мы уже не отделяем науку от производства.
И в этом ключе мы все чаще слышим об инновациях, за которыми, как утверждают высокие умы, будущее страны. Что же это такое: инновации?
«Инновационная культура»
По словам начальника управления развития малого предпринимательства и инноваций министерства экономического развития Тверской области Дениса Ильина, единого понятия нет. Есть формулировка федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».
– Если сформулировать в двух словах, то инновация – это продукт, работа или услуга, воспринимаемые потребителем как новейшие.
При этом до сих пор идут споры, считать ли инновацией голую идею или же давать такое обозначение уже внедренному в производство новшеству.
Пока теоретики спорят, в нашей стране, и в Тверской области в частности, пытливые умы не устают генерировать новые идеи, изобретать велосипеды, вечные двигатели и разные полезные и принципиально новые вещи. В чем в чем, а в изобретателях (ныне – инноваторах) недостатка в нашей стране не было.
– Культура поддержки инноваций сегодня только формируется, – поясняет Денис Ильин. – Поэтому поддержкой инноваторов у нас на первых этапах занимается в основном государство посредством различных программ и фондов.
Можно ли признать государственное вмешательство эффективным, сказать трудно, но эксперты утверждают: пока нет четкого взаимодействия инноваторов и частного бизнеса, без этого не обойтись. Хотя сейчас, говорят, в России денег на инновации больше, чем самих инноваций. Это потому, что многие гениальные идеи лежат у «ломоносовых» в столе: они просто не понимают, что с ними делать.
Между тем механизм поддержки инновационных идей есть. Выдумщики, читайте внимательно!
В нашем регионе поддержкой инновационной деятельности занимается министерство экономического развития Тверской области, которое реализует множество разных программ, выдает субсидии и всячески поощряет новшества. Помимо этого, существуют российские фонды поддержки инновационной деятельности, узнать о которых можно в том же министерстве.
Итак, у вас есть гениальная идея, способная перевернуть устоявшийся мир. Идеи принимают по адресу: Тверь, пр-т 50 лет Октября, 43, оф. 307. Здесь вас встретят менеджеры проектов, занесут ваш проект в общий банк, в котором «живут» все представленные проекты вне зависимости от степени их фантастичности.
Первичный отбор проводит менеджер, за ним следит инвестиционный комитет и директора Старт-Ап и Венчурного фондов.
– Были идеи вместо Октябрьской железной дороги построить канатную. Я лично видел три модели вечного двигателя. Коллеги из калужского фонда видели концептуальную модель машины времени, – делится генеральный директор Венчурного фонда Тверской области Михаил Окороков. – Но такие проекты получают вежливый отказ в связи с экономической нецелесообразностью и высокими научно-техническими рисками. Из ста проектов, которые к нам приходят, реально интересными являются пять-шесть.
Это что касается именно инноваций. А инновациям всегда предшествует научная работа. Так и выстраивается градация поддержки: начиная с грантов – заканчивая крупными инвестициями.
Два раза в год на территории Верхневолжья Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («фонд Бортника») проводится конкурс «УМНИК». Он всегда проходит на базе ТвГУ, куда любой студент может прийти со своей идеей, представить бизнес-план и получить деньги на реализацию. Небольшие деньги, но полезные.
В этом же фонде есть программа «Старт», предполагающая первичные, «предпосевные» инвестиции. В общем, грантов и программ много, важно грамотно этим всем распорядиться, чтобы не слыть «грантоедом». Ведь наука – это способ превращения денег в знания, инновация – способ превращения знаний в деньги.
«Идейные» проблемы
Михаил Окороков убежден, что процесс становления «инновационной культуры» займет в России лет 10–15.
– В советские времена при плановой экономике существовала выстроенная четкая система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, где на каждом этапе каждый институт выполнял свою функцию. Интересные проекты отправлялись на апробацию на производство, где становилось понятно, нужно это экономике или нет. Если испытания проходили хорошо, это все в приказном порядке внедрялось. Каждый занимался своим делом. Ученый изобретал, испытатель испытывал опытный образец, производитель производил.
Сейчас ситуация кардинально другая, и экономика теперь рыночная. Из этого вытекает проблема: зачастую производителю невыгодно внедрять инновацию в виде идеи – на это нужно потратиться, и не факт, что идея сработает. Легче купить бывшее в эксплуатации западное оборудование – линию, которую демонтировали за рубежом, – и гнать здесь продукцию проверенным способом.
Но самая масштабная беда в том, что научная школа в России за период политических потрясений сильно пострадала, изменилась идеология образовательной и научной деятельности.
– Сейчас деятельность вузов превращается зачастую в сугубо образовательный бизнес, – сетует Михаил Окороков. – На пути превращения студента в специалиста в авангард выходит выполнение определенных образовательных стандартов, а научная составляющая уходит в тень. Студенты учатся ради диплома, и очень малая часть из них остается в науке. «Утечка мозгов» за рубеж – это до сих пор проблема нашей страны. Многие лучшие умы покинули страну и работают на чужую экономику.
Но проблема – и в самом инноваторе. Чтобы развить свою идею, человеку приходится делать все самому. Некому отдать разработку на апробацию, некуда – для внедрения. Самому нужно пытаться сформировать из научной идеи инвестиционный проект. Он должен быть и менеджером, и экономистом, и юристом, и финансистом, и маркетологом. И это нереально, и это проблема.
Для оказания всесторонней поддержки инноваторам и существует региональная система венчурных фондов, которая действует в 22 регионах. В Тверской области эта поддержка двухступенчатая.
— На первом этапе в дело вступает «Старт-Ап-фонд», где деньги дают под идею, на раскрутку бизнеса, – рассказывает Денис Ильин. – Это один миллион рублей. Приходит человек и говорит: у меня есть идея вечного двигателя. Ему говорят: ты шестой за сегодня с вечным двигателем, но садись, рассказывай. Если идея перспективная, фонд дает, допустим, миллион рублей, чтобы банально нанять людей и сделать опытные образцы. На миллион особо не разгуляешься: 50-60% уходит только на оплату труда. На стадии «стартапа» инновационная идея упаковывается и становится бизнес-проектом, после чего проект должен быть подхвачен венчурным фондом, где совсем другие деньги. В нем сейчас порядка 400 миллионов рублей.
– Когда мы на инвестиционном комитете решили, что проект интересен, мы совместно с инициатором формируем стратегию развития проекта. В 90 процентах случаев инноваторы хотят видеть «завод имени себя». У них есть технология, видение, и они в лоб предлагают делать на территории Тверской области единый большой производственный комплекс. Не всегда это единственный вариант развития бизнеса, иногда есть более эффективные решения.
Кристаллы и шприцы
Итак, по цифрам. Объем государственных средств для инвестирования в инновационный проект – 220 миллионов рублей. Из них 20 миллионов в Старт-Ап-фонде, 200 – в Венчурном. Объем частных инвестиций (обязательное условие Венчурного фонда) – 200 миллионов. Уже есть договоренность с частным инвестором на эту сумму. Максимальная поддержка одного проекта из Венчурного фонда – 60 миллионов рублей. В теории цифры могут доходить до миллиарда, но это уже частные случаи.
Сегодня на рассмотрение экспертов подано около 400 заявок, в работе находятся три проекта, еще два в высокой степени готовности.
Александр Колесников, доцент ТвГУ, кандидат физико-математических наук, заведующий производством малого инновационного предприятия «Гравитон» (совместно с ТвГУ) рассказывает о кристаллах парателлурита, выращиванием которых занимается уже много лет. Кристалл, использующийся в акустооптике, для сверхточных и мощных оптоэлектронных устройств в системах вооружения, в астрономии, в производстве водки и многих других сферах, растет со скоростью 0,3 миллиметра в час и выращивается за неделю. Сегодня пионером по таким кристаллам является Китай, но в Твери кристаллы выращивают больше по площади и чище. Не без гордости стоит говорить о том, что тверские кристаллы используются в международных программах исследования Марса и Венеры.
Александр Абовян, придумавший одноразовый карпульный шприц нового поколения, сегодня тоже наладил свое производство и рынок сбыта. Выпускник Тверской медицинской академии, стоматолог, он говорит так:
– Идею рождает необходимость. Когда работаешь стоматологом, каждый раз делаешь укол, и каждый пациент спрашивает, почему делаете укол металлическим шприцем. Приходилось отвечать: одноразового не существует. Идею рождает и спрос. Когда все время есть необходимость, а одноразовых шприцев нет… их надо придумать. Как придумали металлический, в 1926 году, и с тех пор он не менялся.
Инновации – это сложно, но возможно. Человек, который занимается инновацией, должен обладать терпением. Новый продукт воспринимается как диковина. Все к нему приглядываются, не доверяют. Когда была придумана расческа, относились, наверное, так же. Но жизнь – это движение. Люди, которые придумывают что-то новое, двигают прогресс.
Путь от идеи до производства – самый тяжелый. Воплощение идеи – самый сложный момент. Создать шприц – одно, запустить его в производство – другое. А ведь нужно еще наладить рынок сбыта. Сегодня одноразовые стоматологические комплекты для инъекций продаются во многих регионах России, а в Твери – нет. Хотя нигде в мире они больше не производятся. Парадокс. Отчего-то нет спроса. Александр говорит, что следующий этап – движение в Европу.
Инноваторы – люди разные. Объективной статистики нет, но, исходя из анкет, 25–30 процентов – это студенты и недавние выпускники, 20 процентов – люди от 30 до 50 лет, 50 процентов – люди старше 50 лет. Эксперты открыто говорят, что последняя и самая большая категория инноваторов попадает в группу риска. Здесь важный фактор – команда. Часто приходит человек с серьезной идеей, но – это один человек. У него нет никого. Ученые, как правило, плохие бизнесмены.
Не надо бояться
А вот несколько важных советов тем, у кого есть идея и желание заработать на ней деньги.
Не надо сосредоточиваться на технологии. Сосредоточьтесь на продукте. Вы знаете, как его производить, и этого достаточно. Подумайте, кому нужен ваш продукт, в чем его преимущество и новизна, есть ли у него конкуренты, и если есть, почему ваш продукт лучше? Готов ли потребитель платить за это деньги? Попробуйте провести маркетинг. И главный совет: ничего не бойтесь. Идите и рассказывайте о себе.
Ведь возможностей найти деньги сегодня много. На начальном этапе есть источник финансирования, который в шутку зовется 3Д: домашние, друзья, дураки. Но главный ваш друг – инвестор. Это человек, который в вас поверит, вложит деньги в надежде, что это принесет ему еще и прибыль. Сегодня в инновационной среде таких людей называют бизнес-ангелы. В России их еще совсем немного, но они есть.
Эксперты дают практичный совет всем, кто занимается ловлей бизнес-ангелов: подготовить так называемую «презентацию в лифте». Это формат рассказа, при котором автор идеи на пальцах в течение трех минут объясняет суть и перспективы выдумки. Он не говорит «как сделать продукт», он говорит: «как можно заработать на продукте», прочему предлагаемый продукт лучше конкурентов. Представьте, что вы схватили инвестора в коридоре или в лифте за пуговицу. У вас есть лишь 3-4 минуты на беседу. Если за это время вы смогли его убедить, доставайте планы и разработки. Но вбегать в лифт с томами и графиками не стоит.
Превратить идею в бизнес не просто. Наука сегодня ждет новых воплощений, и научные открытия бессмысленны без применения. Сегодня, когда авторское право в России хоть как-то защищено, а культура инновационной деятельности растет, мы можем ждать новых Кулибиных, новых имен, а значит, новых внедрений и экономических показателей. Во благо будущего России…
Добавить комментарий