Преподавать интересно

Вузов много, условия поступления и преподавания в них различаются, различаются кафедры, направления и специализации. Наконец, различается атмосфера в каждом коллективе – и все это вместе определяет, «легко» или «нелегко» быть преподавателем в каждом конкретном случае. Но есть некоторые общие моменты.

Однозначный ответ: преподавать интересно. В преподавании заключается известное удовольствие и даже сладость (это слово можно здесь употребить), которая действует подобно легкому наркотику и которая позволяет преподавателю «прощать» очень многое в своем материальном положении. 

Не секрет, если я скажу, что вуз состоит из студентов (само собой), университетских чиновников и собственно преподавателей. Это три разных мира, которые друг с другом пересекаются, взаимодействуют, но, тем не менее, четко разделены. Хотя часто чиновник от образования более обеспечен материально, но бедный, даже иногда нищий преподаватель смотрит на него как аристократ на представителя «третьего сословия». Ведь тот лишен волшебной власти учить – формировать человеческие души. Студенты учиться, естественно, не хотят (и никогда не хотели, от природы жаждущий учиться студент – исключение). Но любой оболтус, у которого в данный момент в мыслях гулянки и деньги, а учеба – где-то на периферии, любая девица, которая вообще Бог знает о чем думает, глядя на преподавателя, – они все в данный конкретный момент учебной пары принадлежат связке «учитель – ученик», отдают преподавателю свое время и силы. Осознавать, что ты, как преподаватель, властен над ними, над их временем – большое удовольствие. На этой почве встречаются такие «преподы-вампиры», которым нравится преподавать только ради власти над молодыми людьми. (Из них часто делают таких «ужасов для первокурсников».) Но это все-таки исключения. В основном преподаватель любит свое дело не только за позволенную ему власть, но и за право размышлять и выстраивать связный монолог, за творчество (каковым всегда было и есть ремесло учителя). Он готов терпеть многие неудобства существования в крайне формализованном и бюрократическом университетском мире. А о том, что чиновничий мир высшего образования очень часто делает жизнь преподавателя сплошным бумажным кошмаром, он никогда не расскажет студентам. Да им и неинтересно об этом знать.

Университеты обязательно должны сохранять это право преподавателя творить свой курс, сохранять его право власти над студентом. Ибо доказано опытом тысячелетий: по-настоящему выучить можно только в длительном плотном контакте учителя и ученика, как говорили древние, «сидением у колен учителя». Этот контакт не всегда добровольный, но это – благое принуждение. Все иное – собственно, не учеба, а так, положенное просиживание штанов с единственной целью получения «корочек». В этом случае ничто не мешает заменить вуз интерактивной компьютерной программой и конторой по выдаче дипломов. Если чиновники от образования по зависти или по глупости сделают именно так, если живая связь «учитель – ученик» порвется (а есть масса законных способов ее ослабить и порвать), вся система высшего образования погибнет. В том числе и потому, что тогда отпадет главнейший стимул идти в преподаватели – ибо без вышесказанного на зарплату в провинциальном вузе не согласится пойти даже иной гастарбайтер…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *