Оглянуться в будущее

Обратной дороги нет. Эту фразу, как заклинание, на протяжении последних лет двадцати повторяли в различных вариациях российские лидеры и политики. С упорством «Ворона» Эдгара По они не то чтобы накаркали, но своего добились. Сегодня необратимость истории воспринимается как не требующая доказательств аксиома абсолютным большинством граждан. И теми, кто был безмерно напуган советским прошлым, и теми, кто лелеял надежду на его возвращение. Это обстоятельство позволяет без излишней идеализации или тотального неприятия оценить недавний период отечественной истории. Попытаться разглядеть в прошлом не только мрак, но и свет. Найти опорные точки, которых почти не осталось на болотистой почве настоящего. Без них особенно трудно приходится молодым людям в мире, где ценники вытеснили ценности, а кошельки перевесили души. Самое время «остановиться, оглянуться…». Возможно, в будущее.

ВОЖАТЫЙ 

Наверняка многие из тех, кому давно за тридцать, могут вспомнить добрым словом своего пионервожатого, который так или иначе «зацепил» в юности душу, а возможно, предопределил чью­то дальнейшую судьбу. По крайней мере, именно разговор с одним таким уже пожившим на свете человеком, спонтанно поведавшим о своем интернатском детстве, вывел меня на Олега Александровича Баранова, в прошлом вожатого с десятилетним стажем, а далее – пожизненно – учителя и педагога.

В вожатые Олег Баранов пошел по воле обстоятельств. Послевоенные годы. За обучение в старших классах тогда полагалось платить. Устроился вожатым на каникулы в пионерский лагерь, да так там и проработал все десять летних лет подряд. Попутно окончил (с медалью) первую мужскую среднюю школу на Пролетарке, окончил Московский энергетический институт, а затем в Калининском пединституте получил диплом учителя. 

ПРОЛОГ

В 1957 году Олег Александрович пришел на работу в интернат, располагавшийся в здании 22­й школы на территории бывшего Смоленского кладбища. А потому уроки нравственности в этом, скажем так, специфическом месте проходили порой весьма своеобразно. Так, например, воспитанники, дабы приобщиться к природе, сажали на школьном дворе деревья. Но при этом ребята выкапывали из земли человеческие кости и черепа, которые тут же начинали пинать, как мячики. Разумеется, благородный воспитательный позыв от подобных забав моментально улетучивался. 

Директор интерната Евгения Константиновна Максимова интуитивно понимала, что прежде всего необходимо сменить ненормальную биологическую обстановку. Звание заслуженной учительницы и орден Ленина помогли ей вскоре добиться перевода интерната в здание нынешнего филфака ТвГУ на проспекте Чайковского.

Олег Александрович по службе и по душе проводил с ребятами все двадцать четыре часа в сутки. Школа обладала правом бесплатно демонстрировать два художественных и два документальных фильма в неделю. Грех было им не воспользоваться, тем более что физик Олег Баранов имел корочки киномеханика. К этим бы корочкам еще и навыки…

На первом показе кадры никак не вписывались в рамку экрана. Кто­то в темноте вызвался помочь, задел шнур. Проектор вырубился. Темнота в зале. На удивление тихо. Включили свет. Сочувственные взгляды ребят: «Давайте мы все сделаем сами!». Баранов «дал». И, представьте, сделали! Учитель, конечно, помог, но отныне кино показывали сами дети. 

ДОВЖЕНКОВЦЫ

Вначале затеяли игру. Решили создать свой детский кинотеатр, чтобы все в нем было как в настоящем, взрослом: директор, администратор, киномеханик, билетер… Цена билета – ни одной двойки и провинности за прошедшую неделю. Заметим, что самыми старшими в новоявленном коллективе были шестиклассники. Тем не менее, дисциплина и порядок соблюдались неукоснительно. 

Одним из первых ребята посмотрели фильм «Ласточка», снятый на Киевской киностудии имени Довженко. Герои картины были врагами и по сюжету находились по разные стороны баррикад. Но их удивительное внешнее сходство то и дело сбивало детей с толку, они никак не могли уразуметь, кто же из них «белый», а кто «красный». Родилась идея: написать письмо исполнителю главной роли – киевскому актеру Валентину Черняку. Валентин Александрович оказался ровесником Баранова, но был не по годам мудрым человеком. Между ним и ребятами завязалась переписка. По мере просмотра других фильмов появлялись новые адреса и фамилии, однако все началось именно с «Ласточки» – она стала первой в истории уникального подросткового киноклуба, которому впоследствии вовсе не случайно было присвоено имя Александра Петровича Довженко.

В достаточно пестром ребячьем лексиконе тех лет таких знаковых ныне слов, как «меценат» или «спонсор», не значилось. Деньги на поездки по стране «довженковцы» зарабатывали сами. При киноклубе существовала своя маленькая свиноферма. В сентябре юные кинолюбы закупали с десяток поросят, которые к маю, откормленные на отходах школьной столовой, превращались в здоровенных боровов. С помощью этих свиней­копилок добывались нужные средства. Их вполне хватало, чтобы объездить почти все киностудии страны. И везде ребят из провинциального городка принимали как дорогих и желанных гостей.

Сегодня, наверное, трудно представить такую (тогда почти заурядную) ситуацию. Ребята написали письмо Ивану Пырьеву с приглашением на один из праздников. Известный режиссер любезно отказался, сославшись на занятость: в то время он возглавлял Союз кинематографистов. «Любезность» же состояла в том, что Пырьев предложил ребятам самим приехать в Москву. Прислал за ними автобус, организовал гостиницу, питание и насыщенную культурную программу. 

Конечно, молодой учитель из Калинина вряд ли мог подумать, что его «домашний» эксперимент вызовет вскоре такой широкий общественный и научный интерес в стране. О «довженковцах» писали специальные и популярные журналы, центральные газеты, их показывали по телевидению, был даже снят документальный фильм. Волей­неволей и самому Олегу Александровичу пришлось заняться популяризацией калининской модели кинообразования – именно так окрестила пресса воспитательный метод Баранова. Он написал более двадцати монографий, которые издавались в престижных издательствах страны и за рубежом.

Баранов внесен в мировой реестр исследователей по проблемам «Кино и молодежь», «Кино и СМИ», который составлен Сиднейским университетом. 

К сожалению, уникальный педагогический опыт нашего земляка может так и остаться уникальным. Пару лет назад Олег Александрович сдал в архив огромные папки с письмами. Всего их более четырех тысяч! На конвертах в обратных адресах значатся фамилии Эрмлера, Трауберга, Козинцева, Козловского, Раневской, Бондарчука, Пырьева, Андреева, Кузнецова…

«Как вы думаете, они когда­нибудь понадобятся?» – спросил меня старый учитель Олег Александрович Баранов, человек из «раньшего» и, хочется верить, будущего времени.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *