В ходе заседания анализировались предварительные результаты реализации целевой программы модернизации здравоохранения в регионе, которые представила в своем докладе министр здравоохранения области Елена Владимировна Жидкова.
Программа рассчитана на 2011-2012 годы и предусматривает существенное улучшение материально-технической базы многих медицинских организаций, приобретение нового диагностического, лабораторного и лечебного оборудования, внедрение современных стандартов оказания медицинской помощи и протоколов лечения наиболее распространенных заболеваний, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников, внедрение новых информационных технологий, реализующих идею дистанционной медицинской помощи.
Стоит отметить, что в 2011 году результаты выполнения программы были признаны неудовлетворительными, планируемые меры были выполнены лишь на 36%, в то время как в целом по РФ — на 59%. Общественная палата, анализируя причины неудач, отметила, что они были как объективными, так и субъективными. Во многих регионах РФ показатели были ещё хуже, 14 регионов не выполнили и 30% плана (Москва — 9%, Тульская, Калининградская, Свердловская и другие области — 20-25%).
В 2012 году ситуация изменилась — на сентябрь текущего года объем всех видов работ, по словам министра, в среднем выполнен на 60%.
При обсуждении доклада министра члены ОП постарались выделить из большого числа проблем здравоохранения вопросы, в решении которых заинтересован каждый житель Тверской области. По мнению председателя комиссии по охране здоровья граждан и демографии Общественной палаты Тверской области Бориса Давыдова, даже при 100% выполнении программы все проблемы решить невозможно, т.к. они накапливались десятилетиями. Это прежде всего дефицит медицинских кадров, нехватка узких специалистов, среднего медицинского персонала, успешных руководителей — организаторов здравоохранения. Тверская область медленнее, чем другие регионы, внедряет информационные технологии. Требует совершенствования работа на местах в ЛПУ с жалобами и предложениями пациентов. Необходимость этого важнейшего направления работы в Тверском регионе показали результаты работы «горячей линии» Общественной палаты Тверской области (июнь-август 2012).
Работа по всем обращениям граждан на «горячую линию» ОП будет продолжаться. На заседании было принято решение создать при Общественной палате рабочую группу, которая проведет проверки материально-технического оснащения медицинских организаций региона и возьмет под свой контроль лекарственное обеспечение граждан в Тверской области. Еще одна задача рабочей группы — выработка предложений по ликвидации кадрового дефицита в муниципальных образованиях региона.
Вместе с тем проведенный анализ обращений граждан показал, что большинство возникающих проблем могли бы решаться непосредственно на месте, и очень важно совершенствовать работу в наших ЛПУ с жалобами и предложениями пациентов. По мнению Бориса Давыдова, целесообразно рассмотреть и опыт других регионов, в частности Иркутской области, в которой по инициативе Министерства здравоохранения области во всех ЛПУ созданы «горячие телефонные линии «пациент — главный врач». Этот пункт также был вписан в проект итоговых рекомендаций Совета Общественной палаты в адрес регионального Министерства здравоохранения.
Дискуссия, развернувшаяся по итогам докладов Елены Жидковой и Бориса Давыдова, вскрыла и несколько других болевых точек здравоохранения. Это и отток медицинских кадров в другие субъекты РФ, мизерные надбавки дежурным врачам, обременение земельным налогом городских поликлиник, неисполнение межведомственных платежей, отказы лечебных учреждений в помещении на лечение в стационар, неэффективное использование закупленного оборудования и многое другое.
Во многих выступлениях звучала одна и та же проблема: Минздрав области не имеет отдельной управленческой структуры по типу «отдела здравоохранения города», который бы был координатором межбольничных и межведомственных связей внутри областного центра. Данный вопрос Еленой Жидковой был принят к сведению.
Главный врач кардиологического диспансера г. Твери, член Общественной палаты Игорь Эльгардт, анализируя состояние тверской медицины, пришел к выводу, что комплекс существующих проблем — это наследие некоординированной региональной политики здравоохранения последних десятилетий. Теперь, в условиях беспрецедентного федерального финансирования сферы здравоохранения региональному ведомству предстоит решить очень сложные задачи. Однако, по его мнению, для жителей Тверского региона цифры, отражающие ход реализации программы здравоохранения, значат мало: пациенты хотят увидеть преобразования в качестве медицинского обслуживания.
Эту мысль подтверждают и результаты пилотного социологического исследования, проведенного членом Общественной палаты Леонидом Григорьевым совместного со студентами ТвГТУ. Жители региона по-прежнему высказывают нарекания к системе здравоохранения и дают неудовлетворительную оценку качеству медицинской помощи. Это в целом подтверждается и результатами «горячей линии» ОП.
В ходе заседания в адрес руководителя Министерства здравоохранения прозвучало множество вопросов. Стоит отметить, что Елена Жидкова сумела с достоинством ответить на каждый из них, вселив радужные надежды. Очевидно, что сегодня министерством проводится большая работа. На его пути стоит множество преград в виде «неудобных» законов, недобросовестных поставщиков, неквалифицированных подрядчиков, да и много еще чего. Однако погруженность министра в проблемы и уверенность в собственных силах позволяет надеяться, что такие понятия, как «доступность» и «высокое качество» тверской медицины пациенты уже скоро смогут ощутить на себе. Индикатором состояния здравоохранения вновь выступит «горячая линия» Общественной палаты, работа которой будет возобновлена в следующем году.
Мнение населения
Кафедра социологии и социальных технологий ТПУ совместно с ОП провела социологический опрос на тему «Удовлетворенность жителей Твери медицинской помощью в городе».
Так, состояние своего здоровья большинство респондентов оценило как удовлетворительное (39%), почти такое же количество граждан считает, что чувствует себя хорошо (37%). В отличном состоянии пребывают 9% граждан, в неудовлетворительном -13%.
Более половины респондентов обращались к медикам за помощью в среднем 3 раза в года. 20% опрошенных прибегали к их услугам 1 раз и менее.
На вопрос «Как Вы оцениваете изменения качества медицинской помощи в Твери за последний год?» 38% граждан ответило, что изменений не заметили. Ухудшение качества отметили 18% и примерно такой же процент высказались за улучшение медицинского обслуживания.
Среди положительных изменений респонденты выделили: доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи (30%), «стало легче попасть на прием к врачам» (19%), «проще пройти необходимое обследование» (14%).
Среди отрицательных изменений на первом месте отмечалось отсутствие возможности попасть на бесплатный прием врача или диагностику, так как нужно стоять в длинной очереди (25%), на втором — отсутствие необходимых медикаментов по льготным рецептам и малое количество талонов на бесплатный прием врача или диагностику.
Вопрос об удовлетворенности работой скорой помощи в Твери разделил респондентов поровну. Среди недостатков в организации работы скорой помощи 43% опрошенных отметили длительное ожидание приезда бригады, а также отсутствие у специалистов медикаментов и оборудования (19%).
Также результаты исследования показали, что половина наших граждан пользуется услугами коммерческих медицинских учреждений.
А вот информированной о реализации на территории Тверской области мер по модернизации здравоохранения оказалась лишь треть наших земляков, сообщили в Министерстве здравоохранения Тверской области.
Добавить комментарий